Последнее время нам все больше приходилось говорить о политизации литературы, об использовании ее в политических целях, о том, как она становится инструментом политического воздействия и PR, но как ни странно, этот процесс оказался двусторонним и сейчас можно говорить о поэтизации политического пространства, о появлении легкой музы словотворчества в самое неожиданное время и в самых неожиданных местах.

Ангелы и бесы склонились над Украиной
Первым пример подал патриарх украинского политического нонконформизма Дмитрий Корчинский. Во время президентских выборов 2004 года он изложил, казалось бы такую скучную вещь, как предвыборная программа кандидата в президенты – верлибром, наполнив ее цветистыми метафорами и яркими эпитетами.
«…Янголи (і біси) присутні у наших справах (і в нашій історії) значно більшою мірою, ніж здається. Ми мешкаємо на містичній території. В назві „Україна» приховано натяк на те, що це прикордоння. Між світом живих і світом духів…»
Ни для кого ни секрет, что Дмитрий Корчинский был на этих выборах техническим кандидатом, целью которого было «мочить» «бухгалтера» Ющенко. Однако делала он это следуя своему собственному лозунгу «Полiтика – це має бути весело».
«Мої опоненти належать до бюрократичної верхівки. Вони гадають, що якщо вони займаються політикою, то всі мухи навкруги мають здохнути з нудоти. А насправді політика – це коли весело. Політика займає місце між літературою і музикою. Це мистецтво тим більше прекрасне, чим більш небезпечне. Наполеонівські походи були симфонією, дипломатія Бісмарка -романом. Ви гадаєте я балотуюся? Я граю на сопілці!»- написал Корчинский в своей программе.
Провокатор, играющий на сопiлцi! Такое может быть только в Украине.
Вікторе Андрійовичу, до ефіру залишилося декілька хвилин
В прошлом номере мы уже писали о литературной судьбе Юлии Тимошенко. Сама Юлия Владимировна была равнодушна к изящной словесности, но стоило ей уйти в отставку, как она заговорила в эфире украинского телевидения белым стихом.
Я прийшла до вас,
до тих людей,
які хочуть мене почути без будь-яких текстів,
а просто — як в свою власну родину,
як до мами,
до доньки,
щоб просто розповісти,
що відбулося.
Вслушайтесь во внутреннюю ритмику. Хорошая современная украинская поэзия, которой так мало, кстати, на прилавках книжных магазинов.
Я сіла поряд з ним,
я взяла в свої руки його руку.
Я сказала: «Вікторе Андрійовичу,
до ефіру залишилося декілька хвилин,
до прес-конференції…»
Я кажу: «Віктор Андрійович,
я вас просто прошу!
Я не знаю, як слова ті знайти,
не руйнуйте надії людей!
Не руйнуйте авторитет нашої революції,
не руйнуйте надії людей на моральність, чесність і справедливість!
Человек человеку волк, товарищ и брат
Луганску в этом плане похвастаться нечем. Из всех изящных искусств местные политики предпочитают все больше шелест грязных американских бумажек. Впрочем, одна попытка поэтизации политического пространства была предпринята еще в 2000 году и принадлежала она к дурной пахнущей сфере «черного пиара». Тогда по городу ходила ядовито-зеленая книжка под названием «Крошка Цимес». Малоаппетитный персонаж этого стихотворного памфлета напоминал одного из кандидатов в депутаты. Автором книги был некий/некая Таин Бербер и вдохновлялся он/она, явно, произведениями входившего в моду Леся Подервянского, и не выходившего из моды Леонида Филатова.
Не смотря на обилие ненормативной лексики книжка получилась местами даже очень смешной.
В предисловии, которое называется «Человек человеку волк, товарищ и брат», автором которого является некто В. Тамбовский «почетный член-корреспондент Национальной Академии Наук Свазиленда и Лесото» говорится: «Очень похоже на то, что один из областных центров Украины, а именно город Луганск, становится центром возрождения гротескового жанра политического памфлета, перекликающегося с произведениями Рабле, Свифта, Гоголя…»
Книга вышла тиражом 4000 экземпляров. По соображениям внутренней цензуры цитировать это произведение мы не будем.
P.S: «Наша справжня історія – астральна. Вона вся по той бік. Її мав би писати не Плутарх, а святий Іоанн.
Це вам не Фінляндія, – це Україна. Вся наша політика чистої води гоголівщина, отже поезія. В наших річках може не стати риби, а русалки в них будуть завжди» (Дмитрий Корчинский).

Елена Залсавская и Константин Скоркин для «Реальной газеты»

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 743