В «русский день» на кинофестивале «Берлинале-2011» было три премьеры: конкурсная лента Александра Миндадзе «В субботу» (хотя картина создана силами и на средства трех стран — Украины, России, Германии, и наших вложений там 40%), «Мишень» Александра Зельдовича, участвующая в программе «Панорама», и документальный фильм «Ходорковский».

Кстати, именно картина об опальном олигархе прошла с аншлагом, а ее режиссеру, немцу Кириллу Туши, аплодировали стоя (напомним, за несколько дней до премьеры у Туши украли исходник «Ходорковского», но режиссер подготовил новую копию). А вот на фильм «В субботу» (о Чернобыльской катастрофе) обрушился шквал вопросов от первых зрителей — журналистов со всего мира, на которые отвечали те, кто причастен к ленте: режиссер и сценарист Александр Миндадзе, продюсеры Александр Роднянский (Россия) и Олег Кохан (Украина), а также исполнители главных ролей — Антон Шагин, Вячеслав Петкун.

Африка: Чем вызван интерес к теме Чернобыля, ведь «В субботу» — уже третий фильм о ядерной катастрофе на Берлинале?
Кохан: За 25 лет о Чернобыльской катастрофе снято не так уж много фильмов. К тому же проблема имеет много граней — градус героизма ликвидаторов, их дальнейшие судьбы, экологические перспективы планеты….
Украина: Что нового сказано в фильме, ведь в нем нет ничего, кроме привычных образов неискренних представителей коммунистической партии, отсутствия цивилизованного поведения советских людей…
Этот вопрос оказался единственным без ответа.
Франция: Почему в российских фильмах упорно формируется образ россиянина-алкоголика? Ощущение, что в России живут только алкоголики. Зачем такое количество спиртного в кадре?
Миндадзе: Я неоднократно бывал во Франции и убедился, что там потребляют спиртного значительно больше, но почему-то не пьянеют. А в моей картине присутствует некий оптимизм. Герои, кроме того, что они проходит «дезактивацию» красным вином, становятся только лучше. Они не оставляют свою Припять, как тонущий «Титаник».
Петкун: Тогда это был надежный способ уйти от подавляющей реальности — играть музыку и дурманить рассудок алкоголем.
Россия: А что именно актеры употребляли в кадре, когда их герои «запивали стронций красным вином»?
Шагин: В бутылках был морс, знаете он тоже помогает.
Западные кинокритики приняли картину хорошо, но было замечание, что «выпячивать» стоило не Чернобыль, а накал в отношениях, когда случается такая трагедия. А про Миндадзе сказали, что «у него есть склонность к катастрофам», ведь в его работах «Армавир», «Остановился поезд», «Отрыв» были гибель судна, крушение поезда, падение самолета, теперь взрыв атомного реактора. Зато критики отметили органичность рок-шлягеров (спасибо Петкуну) и музыкальное сопровождение фильма, а также похвалили удачный актерский дебют Светланы Смирновой-Марцинкевич. Теперь слово за жюри, которое в этом году, напомним, возглавила Изабелла Росселлини, — ему и решать, кому достанется «Золотой медведь» (это случится 20 февраля).

Периодически «атомные» картины возят на кинофесты западные режиссеры. На том же Берлинале в 2002-м показывали «Голос Людмилы», снятый шведом Гунаром Бергдаль (героиня Людмила, реальная украинка, потеряла мужа — пожарного-ликвидатора на ЧАЭС, а потом — и ребенка). Несколько раз фильмы о Чернобыле были номинантами на «Оскар». В 2004-м «Оскар» получила документалка «Сердце Чернобыля» от американки Мериен Делело, герои картины которой — дети, пострадавшие от аварии на ЧАЭС. В 2006-м фильм Оксаны Байрак «Аврора» (о девочке из детдома на окраине Припяти, которую может спасти только дорогостоящая операция в США) вошел в список картин, претендующих на «Оскар», но в окончательный шорт-лист не попал. В 2010-м за «Оскар» боролась короткометражка «Двери» от ирландки Хуаниты Вилсон (об украинской семье, в которой после аварии умирает дочь. По давней традиции, девочку нужно похоронить на дверях из своего дома. Отец тайком возвращается за дверьми в Припять). «Двери» остались без приза. Кстати, 26 апреля, на 25-ю годовщину трагедии, выйдет фильм «Земля забвения» с Ольгой Куриленко в главной роли (драма молодой девушки из Припяти, которая пережила болезни и потерю близких).

«В субботу» — один день из жизни Валерия Кабыша (Антон Шагин), который после армии приехал работать на ЧАЭС, а по партийной линии дорос до инструктора горкома партии. Случайно узнав о катастрофе (а партбоссы твердят: «На роже у тебя признаки взрыва. Реактор безаварийный!»), решает бежать, прихватив с собой любимую. «Собирайся!» — кричит он ей, хватая за руки, а девушка брыкается: «Убери грабли! Не поняла юмора!». Но даже страшная правда «Реактор грохнул!» приводит их не к поезду, а на… свадьбу, где «лабают» в рок-группе друзья Валеры. Шумная свадьба на фоне горящего реактора смахивает на безумие. И герои вместо того, чтобы бежать без оглядки, похожи на кроликов, которые не в силах уйти от удава-Чернобыля. А это была их судьбоносная суббота.

Источник: газета «Сегодня»

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 032