А знаете ли вы, что за день 20 марта? Вот и я не знал. До минувшего воскресенья. А между тем, именно двадцатого весь франкоговорящий мир отмечает Всемирный день франкофонии. Вы уже догадались, что этот праздник миллионов людей в самых различных уголках мира, влюбленных во французский язык и французскую культуру. Есть такие люди и в Луганске. Объединяет их общественная организация «Луганский Французский Альянс». Помимо изучения языка и организации культурных обменов, каждый год в последнюю декаду марта они знакомят жителей нашего города с различными пластами французского искусства — от пантомимы и театра до современного кинематографа и музыки. Все это называется «Французская весна».

Вот и на этот раз луганские ценители французского не остались разочарованными. При содействии «Луганского Французского Альянса» наш город стал одним из пунктов всеукраинского турне яркого представителя музыкальной культуры франкофонного Средиземноморья, виртуоза-гитариста Абажи. Как признался после концерта директор ЛФА Сергей Еремин, то, что именно Абажи посетил Луганск, было во многом случайностью. Просто на этого музыканта пал выбор киевских координаторов Французского Альянса (а, заметим, эта организация не локальная, а носит общенациональный характер). Однако, забегая вперед, скажем, что луганчане об этой случайности ничуть не пожалели.Сказался и удачный выбор сценической площадки. Ею стал концерт-холл «Колизей». Казалось, что он буквально создан для французского гостя. Музыка Абажи и его харизма идеально вписались в атмосферу «Колизея» и стали его органичным продолжением. Побывал на действе и по достоинству оценил происходящее и корреспондент «Давления Света», выступившего основным информационным спонсором концерта. Но обо всем по порядку.

Для начала небольшая справка о том, кто же он такой, этот Абажи. И тут нас ожидает первый из многочисленной череды сюрпризов, на которые был богат минувший воскресный вечер. Начнем с того, что обладатель столь загадочного для славянского уха имени вовсе не этнический француз. Родился он в семье греческого армянина из Смирны и сирийской армянки из Стамбула, а родиной изгнанников стал Ливан – страна, испытавшая сильное влияние Франции, что и обусловило широкое распространение в стране языка Гюго. А столица Ливана — Бейрут — в те годы слыл ни много ни мало- ближневосточным Парижем, стоявшим на берегах Средиземного моря. Космополитический город, на улочках, бульварах и заполненных уютными, полными парижского духа кофейнями набережных которого, как на перекрестке миров, звучали турецкая и арабская, греческая и армянская, еврейская и французская речь, оказал неизгладимое впечатление на нашего героя, во многом предопределив основные мотивы его творчества. Бейрут и вправду был «плавильным котлом», культурным центром восточного Средиземноморья. И так было вплоть до середины 70-х годов прошлого столетия. Однако начавшаяся гражданская война и иностранная оккупация вынудили семью музыканта перебраться в 1976 году во Францию, где он живет по сей день.

Будучи связан семейной традицией, Абажи рано приобщился к музыке. Уже в 11 лет он играл на гитаре, затем освоил и другие инструменты: кларнет, перкуссию, уд, бузуки и, наконец, флейты, собранные им во время многочисленных поездок по странам Востока. Позднее у него появляются и свои музыкальные увлечения: индийская, восточная музыка и блюз. Поиск и экспериментаторство в игре смычком на гитаре делают его выступления на всевозможных фестивалях поистине сенсационными. И действительно, где еще такое увидишь? Но не только этим славен Абажи. Еще он известен во франкоязычном мире, как автор и исполнитель музыки для кино и телевидения. Среди последних его произведений – музыка к документальному фильму Жана-Шарля Деньо «Время заложников».

И вот этот удивительный человек под аплодисменты публики появился на сцене луганского «Колизея». Представил его, а затем весь вечер выступал в качестве коммуникатора между гостем и пришедшими его послушать луганчанами, уже упомянутый выше директор ЛФА Сергей Еремин. Периодически между ним и Абажи завязывались смешные диалоги, служившие реминисценциями между музыкальными номерами. А между столиками в это время бесшумно сновали официантки, в воздухе стоял аромат кофе, напоминая о бейрутской молодости французского гостя.

Общаясь со зрителями музыкант поведал о том, что у него в студии собрано более 300 различных экзотических этнических музыкальных инструментов. «Я разговариваю с ними, а они со мной» — полушутя-полусерьезно заявил гитарист. Среди этих инструментов как достаточно известные у нас перкуссия и гармоника, так и малознакомые неспециалистам бамбуковая флейта с индонезийского острова Бали и колумбийский саксофон из бамбука. Правда, услышать их звучание луганчанам так и не довелось, зато собравшиеся в «Колизее» смогли вдоволь насладиться инструментальными композициями на дудуке (это такой традиционный армянский духовой инструмент), а также сазе и лире-каманчехе (турецкие струнные инструменты).

«Когда армяне слышат звуки дудука, они плачут» — сказал Абажи, предваряя один из музыкальных фрагментов собственного сочинения. Когда зал наполнился экзотическими звуками, поневоле вспомнился балканский мелос и драйв Бреговича. А когда дело дошло до заводной импровизации на турецко-цыганскую тему («Давайте побезумствуем!» — предложил музыкант, и публика с энтузиазмом приняла это предложение), впечатление только усилилось. Зал хлопал в ладоши в такт мелодии, кое-кто подпевал, а некоторые пустились в пляс. Периодически и сам Абажи подбадривал аудиторию, предлагая повторять за ним несложные слова.

Творчество Абажи, во всяком случае то. Что увидели луганчане на концерте- это необычайный сплав из виртуозной игры на различных этнических инструментах, мощного своеобычного голоса и потрясающей пантомимы. Синергия этих трех составляющих породила в итоге ни с чем не сравнимую энергетику, просто физически присутствовавшую в зале. А еще лично автор этих строк убедился в безграничных возможностях обыкновенной гитары. Как оказалось, для виртуоза нет ничего невозможного, вплоть до того, чтобы использовать ее в качестве…барабана, причем звук был мало отличим от обычных тулумбасов.
Помимо песен на французском и гитарных импровизаций, музыкант исполнил несколько песен на армянском — языке своих предков. Одна из них — «Дедушка», особенно понравилась залу и через время была повторена на бис. Абажи демонстрировал великолепное владение всеми возможностями своего богатого голоса, переходя с фальцета на бас а после на бархатный баритон и так несколько раз. Впечатление незабываемое.

Ну и какой же концерт без «рояля в кустах»?! Еще одним сюрпризом этого вечера стал импровизированный франко-украинский дуэт Абажи и известной луганской певицы Анжелы Малуши, вышедшей из зала прямо на сцену. Судя по оживленному обмену репликами при посредничестве Сергея Еремина, оба остались довольны.

Вообще разнообразные вариации на темы армянского, греческого, арабского и турецкого мелосов доминировали как в его вокальных, так и в инструментальных композициях. География номеров была необычайно широка и простиралась от Марокко (одна из песен, как он признался, навеяна посещением рыбацкого порта Эс-Сувейра в этом далеком африканском королевстве на берегу Атлантического океана) до горной турецкой Анатолии (одна из гитарных импровизаций носила одноименное название) и Босфора (ему было посвящено акапельное исполнение чудесной лирической песни на французском).

Аплодировали Абажи долго. Предложенное им меню явно пришлось по вкусу публике и автор этих строк не стал исключением. По окончании концерта гость пошел «в народ», терпеливо позируя для фотографов и пожимая руки и подписывая афишки моментально окружившим его желающим прикоснуться к «звезде». Импровизированная «автограф-сессия» затянулась больше чем на полчаса, а от поклонников буквально не было отбоя. Наверное, не будет преувеличением сказать, что каждый третий в тот вечер унес домой либо афишку с автографом французского музыканта, либо снимок с ним в обнимку на флеш-карте своего фотоаппарата. Словом, «вечер франко-армяно-арабской дружбы» удался на славу, еще раз подтвердив высказанную гостем в начале концерта истину, донесенную до зала добросовестным переводчиком Сергеем Ереминым: «французский язык принадлежит всем, кто любит его, а не одним только французам».
И я там был, наглядное свидетельство чему этот репортаж и приложенные к нему фотосвидетельства.

Абажи играет на бузуки

Абажи играет на бузуки

Дуэт Абажи и украинской певицы Анжелы Малуши

Дуэт Абажи и украинской певицы Анжелы Малуши

Две звезды: Блюминов и Абажи))))

Две звезды: Блюминов и Абажи))))

Абажи с поклонниками

Абажи с поклонниками

Маэстро дает автографы

Маэстро дает автографы

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 814