"Двери"

Визит харьковского «Театра 19» в Луганск стал в определенной мере событием в нашей театральной жизни, событием, которое, как мне хочется верить, открыло двери нашего города хорошим украинским театральным коллективам (и не обязательно украинским, но почему бы не поддержать отечественный театральный продукт, ущемленный засильем всяческих московских антреприз?). И не зря спектакль отметила присутствием вся театральная элита нашего города.

«Театр 19» привез на суд и удовольствие луганской публики свой спектакль «Двери» по комедии итальянского драматурга Луиджи Лунари «Трое на качелях», премьера которого состоялась еще в 2005 году. Тем не менее, постановка Игоря Ладенко все еще свежа, не скажешь — актуальна, так как поднятые в ней темы экзистенциального толка не имеют в принципе срока давности.

В жанре спектакля «мистическая комедия» следует все же поставить ударение на слове «комедия», так как из пьесы, которая могла бы и напугать, и рассмешить, в постановке была акцентирована комедийная составляющая и немного приглушена мистическая. Хотя не стоит ставить это в упрек, ведь именно благодаря этому спектакль можно назвать поистине увлекательным. Концовка, впрочем, на впечатлительных людей оказала немалое психологическое воздействие от осознания безнадежности положения. Но не будем забегать вперед.

Итак, сюжет. Трое незнакомых мужчин – Профессор (Юрий Николаенко), Командор (Олег Дидык) и Капитан (Сергей Листунов) – которые имеют мало общего друг с другом, попадают в странное помещение. Каждый из них явился туда по своему делу, но никто не нашел того, что искал. Сверив адреса, они обнаруживают несовпадение. При этом все трое попали сюда через разные двери, и каждому удается открыть только свою. Им бы просто уйти, но военная тревога заставляет их оставаться под крышей.

Нестыковка с адресами и волшебные двери — не единственная странность, связанная с этим местом. Сверхъестественной силой обладает холодильник, в котором каждый из персонажей находит то, чего желает — пиво, лимонад и даже – горячий шоколад. Не лишен пугающей таинственности и телефонный справочник Сингапура, где оказываются записаны имена Профессора, Командора и Капитана.

Все эти непонятные случайности наводят героев на мысль, что они – мертвы и сидят тут в ожидании чуть ли не Страшного Суда. После таких размышлений не удивительно, что и женщину (Наталья Иванская), которая вроде бы приходит убирать это помещение, они принимают за того, кто должен над ними этот самый Суд вершить. Уборщица оказывается на диво двусмысленной, все, что она говорит, может быть истолковано двояко. То она упоминает, что работает 6 дней в неделю, и заявляет, что без нее тут все остановится, то вспоминает, что у нее был единственный сын, которого сначала все «хва­лили, вокруг бегали, а потом сразу — раз, и все…».

Любые рациональные объяснения, которые находят главные герои (вроде того, что в доме три разных подъезда, которые ведут на три разные улицы, — отсюда разные адреса) еще более невероятны, чем вера в мистическую природу всего происходящего.

Однако наступает утро, богоподобная уборщица вроде однозначно заявляет о своей принадлежности к простому народу. Герои успокаиваются и скрываются — каждый за своей дверью. Спустя мгновенье до зрителя доносится отчаянный крик каждого из них: «Моя дверь заперта!».

Финал не то, чтобы открытый, но дает возможность для разной трактовки: один решит, что все они умерли, второму покажется, что просто некто запер все двери, а третий усмотрит в этой концовке символическое значение. Именно собственная сценическая редакция пьесы «Театром 19» (в пьесе персонажи возвращались и сообщали, что дверь заперта, а в спектакле они остаются внутри белой коробки, состоящей из дверей) производит более сильное впечатление безысходности, буквально погребения живьем по собственной воле, но без шанса на спасение.

Тем не менее, основная тема спектакля вовсе не жизнь и смерть или то, что нас ожидает после нее. Этих тем постановка касается лишь поверхностно. Главная мысль мне видится в том, что люди порой слишком однобоко смотрят на мир, могут открыть лишь одну дверь и в конечном итоге попадают в ловушку своей ограниченности. Три персонажа представляли собой три разные, но крайне узкие отношения к жизни: поиск во всем рационально-реалистического зерна, что прослеживается в образе Профессора, подчинение воле того, кто сверху, будь то вышестоящий по чину или Господь Бог, чему неуклонно следует Капитан, или, наподобие Командора, склонность приспосабливаться к условиям.

Если бы было необходимо охарактеризовать постановку тремя определениями, стоило бы сказать так: профессионально, современно, но не претенциозно.

«Двери» — комедия наилучшего качества, без низкопробного юмора, часто держащаяся на актерской игре, а вовсе не на сентенциях драматурга. Яркие персонажи со значительной долей типизации и утрированности – Командор – нервный субъект во франтовском белом костюме, Профессор – очкарик заумно-интеллигентного вида и Капитан – здоровый армеец с казарменным юмором – просто влюбили в себя зрителей. Артистам быстро удалось завоевать внимание публики, моментально «включить» ее в действие и не потерять зрительский интерес до самого конца. Часто одного жеста, одного восклицания их было достаточно, чтобы вызвать бурю смеха в зале.

Несмотря на то, что многие все же надеялись увидеть в одной из ролей Сергея Бабкина, думаю, никто не был разочарован дебютом «Театра 19» на луганской сцене. И судя по тому, как хорошо приняли «Двери» в Луганске, стоит надеяться, что это был не последний визит труппы в наш город.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 2 774