Антон БеловВ Киеве в рамках конференции «Столица будущего. Роль культурных инноваций в развитии города» с лекцией выступил Антон Белов, директор центра современной культуры «Гараж» и издатель журнала «Арт Гид». Тема выступления Белова звучала так — «Культурный кластер как инструмент формирования новой городской среды».
Культурные или творческий кластеры (creative clusters) – хорошо известный в Европе и активно развивающийся в Москве новый, более цивильный тип сквота для представителей самых разных творческих профессий. Художники, дизайнеры, музыканты, журналисты и прочие фрилансерствующие творческие единицы или группы оккупируют с дозволения городских властей заброшенные здания с огромным количеством квадратных метров и нестандартными планировками (обычно, это бывшие промышленные объекты) под одну большую студию, в которой можно круглосуточно работать и свободно взаимодействовать, выдавая на-гора совместные идеи и проекты.
Нередко такие поселения принимают форму своеобразного бизнес-центра с достаточно развитой инфраструктурой, все пространства (офисами их никак не назвать) в котором заняты представителями так называемого креативного класса, галереями, книжными магазинами, арт-кафе. В Британии, например, целые сети таких креативных кластеров, изначально поощряемых государством, из статьи расходов городских бюджетов превратились через какое-то время в статью доходов. В Москве на сегодня функционирует более 10 центров, условно объединенных форматом культурного кластера. Таковыми считаются также легендарный Винзавод и «Гараж». Чем живет сегодня и как будет развиваться в будущем самый амбициозный центр современного искусства Москвы, рассказал Антон Белов, возглавляющий «Гараж» последние 8 месяцев.

Лизавета Герман: Вы будете говорить на сегодняшней лекции о культурных кластерах. Что же это всё-таки такое?
Антон Белов: Я не очень люблю слово кластер. На самом деле, кластер – это такое объединение самых разных вещей в одном месте. Тетушка Марья печет булочки, рядом кто-то что-то шьет, дедушка что-то мастерит, а рядом еще пиво продают – и вся деревня оказывается в одном месте, в таком кластере, в котором оказывается всё самое необходимое в данный момент и происходит всё самое интересное. Так вот, культурный кластер – это то же самое. Это не просто выставка, на которой можно бегло что-то посмотреть, а скорее место с неким синергетическим эффектом – придя за одним, ты увидел, услышал и изучил одновременно много разного.
Л.Г.: Можно ли говорить, что культурный кластер – это такой новый формат центра современного искусства?
А.Б.: Объективно говоря, да. Любой центр, который занимается временными экспозициями, развитием культуры и искусства, со времен в любом случае разрастется до некоего подобие культурного кластера. Разные инициативы уже не могут существовать по отдельности, их нужно объединять в одном месте – центр должен проводить мастер-классы, делать театральные постановки, перформансы, обустраивать кафе, где можно не только кофе выпить, но и провести встречу, купить тут же книжку в магазине. А если у центра появляются еще и соседи, которые мыслят с тобой в одном ключе, мастерские художников, галереи, то получается такой кластер-объединение, где, в идеале, зарождается некое новое культурное поле. И это поле, даже если внутри кластера отпадают какие-то элементы, продолжает функционировать и развиваться.
Л.Г.: Насколько такой формат эффективно работает в Москве?
А.Б.: В Москве это очень эффективно работает. В отличие от Киева, где много зелени и парков, которые так и просятся под проекты в публичном пространстве, где все гуляют на свежем воздухе, Москва – это каменный мешок, в котором все заняты работой, все спешат, много времени проводят в транспорте. И культурный кластер для Москвы – это такой островок безопасности. Например, «Гараж» задумывался, как такой кусочек Европы, территория толерантности и свободы, атмосферы воздуха, куда человек может прийти и реализовать сразу несколько своих потребностей, приехать на целый день в выходные с детьми, которых тоже можно занять. В Москве таких мест уже много, а в Киеве, по-моему, нет.
Л.Г.: В Киеве массово привлекает людей, по сути, только ПАЦ, но к его программе очень много вопросов…
А.Б.: Центру Пинчука не хватает пространства. И, мне кажется, что чем более дискуссионными будут проекты ПАЦ, тем лучше – это будет побуждать людей обсуждать, спорить, пытаться создавать свои параллельные программы. Другими словами, несогласие с политикой такого центра, в любом случае, может и должно порождать новую молодую энергию, создавать какое-то движение.
Л.Г.: Говоря о параллельных программах – в «Гараже» очень сильная и разнообразная образовательная программа. Какие ее основные направления?
А.Б.: В свое время было принято решение, что одна из самых важных наших задача – это образование и культурно-просветительский аспект. В «Гараже» есть основная образовательная программа, которая работает независимо от текущей выставки. Есть лекции, посвященные конкретному выставочному проекту, есть детские студии, где шаг за шагом дети узнают все о современном искусстве. Есть Art Text Studio, где мы готовим новое поколение людей, которые будут писать об искусстве. Одни из студентов студии придумали такую штуку – на улице задавать вопросы прохожим о современном искусстве. На вопрос «Что делают на «Винзаводе»?» получили ответ – «Наливают»; «А в «Гараже?» — «Тоже наливают».
Получаются очень забавные моменты. Но это в любом случае развивает. Еще мы начали с театром взаимодействовать, с музыкантами. Всего в «Гараже» в месяц проходит порядка 60 мероприятий.
Л.Г.: Как Вы думаете, способствуют ли популярности образовательных программ выступления таких путешествующих по миру авторитетных персонажей международной арт-сцены, как, скажем, Ханс Ульрих Обрист, который не так давно участвовал в проекте «Гаража» (был сокуратором выставки «Когда наступит сейчас» и участником сопровождающего ее симпозиума)?
А.Б.: Мы, кстати, давно уже активно обсуждаем и готовим с Обристом совместный образовательный проект. Думаю, скоро анонсируем его.
Л.Г.: Но выступления таких «поп-звезд» (в лучшем смысле этого слова) от современного искусства способствуют увеличению аудитории?
А.Б.: А они и есть своеобразные медиа-поп-личности. И это говорит только о кризисе поп-культуры, ее персонажи уже не интересны, поэтому на первый план выходят такие личности, как Обрист. Конечно, фотографии какой-нибудь светской звезды на открытие выставки массово привлечет внимание большего количества людей. Но, безусловно, выступления Обриста создает вокруг себя большое интеллектуальное сообщество и привлекает очень многих.
Л.Г.: Какие коммуникационные стратегии по привлечению аудитории использует «Гараж»?
А.Б.: В основном, интернет, фейсбук. Рекламы на Первом канале не делаем, стараемся какие-то PR стратегии внедрять. Например, недавно реализовали совершенно сумасшедшую идею. Знаете, в маршрутках есть такие мониторы для рекламы – МаршрутТВ. Там полную ахинею всегда показывают. Мы пустили на них рекламу «Гаража», чтобы люди хоть что-то нормальное смотрели. И посещаемость центра сразу подскочила. Каждую выставку в зависимости от специфики, например, выставку фотографии, анонсируем через профессиональные фото-ресурсы. Если проект хороший, о нем и так узнают. Через блоги, из уст в уста.
Л.Г.: Какая сейчас посещаемость у «Гаража»?
А.Б.: Сейчас посещаемость около 900 человек в день.
Л.Г.: «Гараж» будет делать проект в рамках Московской биеннале?
А.Б.: Непосредственно в рамках биеннале – нет. Осенью «Гараж» открывает большую ретроспективную выставку Марины Абрамович, а после нее – переезд в другое помещение, в Парк им. Горького.
Л.Г.: Новое место географически более удачное?
А.Б.: Да, конечно, оно ближе к центру. Там проводит время много людей, которые также могут и зайти выставку посмотреть. Место для культурного центра вообще очень важный фактор. В идеале, если несколько мест рядом расположены. В Москве за 3-е окружное кольцо не поедут смотреть выставку.
Л.Г.: Планируете в связи с переездом еще больше увеличить посещаемость?
А.Б.: Посещаемость и так выросла с 400 до 900 посетителей за день. Есть технические, реальные возможности помещения, больше определенного количества людей у центра  может просто не получиться принять. В любом случае, главное в выставке – это контент. На Марину Абрамович и за 3-е кольцо поедут.

Источник - KORYDOR.in.ua

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 096