Дмитрий Быков «Остромов, или ученик чародея». М, ПрозаиК, 2010.

Молодой крымчанин Даниил Галицкий в 1925 приезжает в Ленинград, чтобы начать новую жизнь – на родине для «бывших» существование становится все более невыносимым, не смотря на все послабления времен НЭПа. В поезде он встречает удивительного попутчика, алхимика, чародея и франкмасона Бориса Васильевича Остромова. Галицкий очарован новым знакомым, он не подозревает, что прозревающий миры «волшебник» — агент ГПУ, провокатор и банальный аферист. Для трикстера Остромова – приезд в Ленинград должен стать очередным шансом, вырваться из мясорубки Совдепии: ведя опасную игру со спецслужбами, он планирует выдоить из недорезанных «бывших», живущих надеждами на чудо, по максимуму и отчалить в теплые края.

В основу сюжета Дмитрий Быков положил реальную историю т.н. « дела ленинградских масонов» — подставной организации, созданной ОГПУ для вылавливания с помощью эзотерической пурги потенциальных врагов Советской власти, курировал провокацию чекистский «специалист» по работе с интеллигенцией Яков Агранов. На судебном процессе над незадачливыми каменщиками Агранов скажет знаменитую фразу: «Мы обязаны противопоставить черной и белой, а проще — белогвардейской магии нашу красную магию». В Чека знали толк в магии – на страницах романа появляется и зловещий Александр Барченко (в романе Варченко), реальный персонаж, идейный оккультист на службе Советской власти.

Но если с чекистами все более-менее понятно, то вот масоны в романе Быкова вызывают двойственное впечатление. С одной стороны – автор всячески стремится показать безобидность франкмасонства, такое милое шарлатанство и самообман образованных русских, что-то там «изучавших» и «прозревавших», образ циничного жулика Остромова постоянно на ходу придумывающего ритуалы и несуществующих средневековых алхимиков, в этом плане ключевой. Такое снижение темы напоминает классический собственно масонский прием – упреждающее разоблачение. Дескать, нет никаких заговоров и тайн, есть несчастные идеалисты, милые русские интеллигенты, ставшие жертвами провокации. Но с другой стороны – именно этот акцент на фиктивности и недееспособности русского масонства, приближает нас к главной его тайне. Масонство – действенная социальная технология, лежащая в основании некоторых современных государств, но в России изначально оказавшаяся таким вот фиктивным «остромовским» кружком – кучкой распропагандированных дурачков, которыми манипулируют жулики, которые в свою очередь на крючке у сил более могущественных. Становится яснее, почему великая масонская революция в феврале 1917 не породила деятелей а-ля американские отцы-основатели, а слиняла к осени без следа, дав дорогу силам уже совсем темным и страшным в лице большевизма.

Еще одна важная тема романа – «бывшие люди». Дм.Быкову искренне жаль этих прекраснодушных интеллигентских недотеп оказавшихся в коммунальном евразийском аду, но именно к ним же он беспощаден – по его мнению все эти прекрасные русские люди уже к 1915 году превратили Россию в гальванизируемый труп. И воздается им теперь по заслугам. Булгаков описывал «бывших», как нормальных людей противостоящих собакообразным «новым людям», Ильф и Петров радостно давали типажи из кунсткамеры, Быков же буквально препарирует «бывших людей», его пессимизм порою отдает безысходной мизантропией, уж больно мерзкими получаются все эти укрывшиеся от советской власти в складках персонажи.

Впрочем, выход всегда есть. Даня Галицкий, например, научился левитировать. Несмотря на то, что был учеником жулика, а не чародея.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 481