Антиутопия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

1. Метрополис \Metropolis\. Германия, 1927. Режиссер: Фриц Ланг.

О фильме: «Метрополис» — один из самых ярких образцов немецкого экспрессионистского кинематографа 20-х годов, в котором отразились характерные для межвоенного времени одновременные преклонение перед техническим прогрессом и страх перед ним. Образ машины – подчиняющей себе людей, становящейся, в конце концов, всемогущей, Машины-Молоха, требующей человеческих жертв – был одним из самых популярных для искусства того времени. Фильм стал классикой и оказал большое влияние на всё последующее развитие киноискусства. «Смесь футуристических озарений и средневековой мистики, мифа о вавилонской башне и тоталитарных грез урбанистов, пророчество и предвосхищение нацистской «гибели богов» и «прекрасного нового», постиндустриального мира» (критик Михаил Трофименков).

Действие фильма происходит в будущем – в футуристическом мегаполисе, где жизнь разделена на два практически не пересекающихся уровня – беззаботный «рай» для господ и промышленный «ад» для рабочих, являющихся безымянными придатками Машины. Сын одного из правителей Метрополиса влюбляется в сознательную пролетарскую проповедницу с нижнего уровня и уходит жить к рабочим. Ему суждено стать Мессией-Посредником, который положит конец угнетению. Но сумасшедший изобретатель Ротванг создает женщину-робота, в которую заложена программа уничтожения Метрополиса и которой он придает внешнее сходство с пролетарской проповедницей.

Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии UFA.

Полная версия фильма составляла 153 минуты. Прокатчики опасаясь, что такое масштабное полотно отпугнет зрителя, нещадно резали картину. В итоге на сегодняшний день полной авторской версии «Метрополиса» не существует. Наиболее полная копия картины была обнаружена в 2008 в Буэнос-Айресе, в ней не хватает 10 минут. В 2010 ее показали на Берлинском кинофестивале.

Об авторе: Фриц Ланг (1890-1976) – один из классиков немецкого кинематографа, автор знаменитых немых лент «Доктор Мабузе — игрок»(1922), «Нибелунги»(1924), «Женщина на Луне» (1929). Первый звуковой фильм Фрица Ланга, детективная трагедия «М» (1931), рассказывает о маньяке-детоубийце, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Это один из самых знаменитых фильмов в истории кино. Экранизация древнегерманской саги о Зигфриде («Нибелунги») привлекла к режиссеру внимание Гитлера, от которого, после прихода нацистов к власти, он получил приглашение возглавить немецкую киноиндустрию, однако, будучи наполовину евреем, Ланг отказался работать с нацистами и эмигрировал в США, работал в Голливуде. После войны вернулся в Западную Германию, где продолжал заниматься кинематографом.

Сценарий «Метрополиса» написала жена Ланга – писательница Теа фон Харбоу, продюсером ленты выступил один из главных немецких киномагнатов Эрих Поммер. Оператором был один из лучших профессионалов немецкого кино того времени Карл Фройнд, впоследствии плодотворно работавший в Голливуде. В главных ролях — Альфред Абель, Бриггита Хельм, Рудольф Кляйн-Рогге.

Рейтинг International Movie Database – 8,4 \ max 10

По материалам Snarkerati, IMDb, Wikipedia, YouTube

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 232