Антиутопия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.

2. Заводной апельсин \A Clockwork Orange\ — Великобритания, 1971. Режиссер: Стенли Кубрик.

О фильме: «Заводной апельсин» стал одним из самых скандальных британских фильмов 70-х годов. Долгое время он считался эталонным фильмом о брутальном насилии. В основу фильма был положен одноименный роман британского писателя Энтони Берджесса.

Главный герой фильма — уличный хулиган Алекс, живущий в гротескном мире скорого будущего, вместе со своими дружками, проводит время в безудержном насилии, превращая его в своеобразное искусство (разговаривают герои на сленге, состоящем из смеси русских и английских слов). Оказавшись в тюрьме, Алекс соглашается принять участие в некой правительственной программе реабилитации, после усиленной промывки мозгов, у него возникает стойкое отвращение к насилию, сексу и даже музыке Бетховена, под которую он любил творить свои бесчинства. Оказавшись на свободе, отныне безобидный, Алекс сам становится жертвой.

Фильм не только поднял острые для западного общества проблемы немотивированного насилия с одной стороны, и государственного аппарата «мягкого тоталитаризма», «промывки мозгов» с другой, но и оказался чрезвычайно новаторским с точки зрения развития кинематографа. «Большинство даровитых и просто бездарных постановщиков во всём мире с жадностью набросились на целую россыпь кинематографических открытий, щедро предложенных Кубриком в «Заводном апельсине». Не удивительно, что сейчас многое из данной картины может показаться невероятно знакомым по массе других произведений» (кинокритик Сергей Кудрявцев).

«Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением. Запрет на демонстрацию фильма в Британии действовал до смерти Стенли Кубрика в 1999.

Фильм выдвинут в четырех номинациях на премию «Оскар»: как лучший фильм, Кубрик, как лучший режиссер и автор адаптированного сценария, и за лучший монтаж. Ни одной статуэтки фильму не досталось.

Об авторе: Стенли Кубрик (1928-1999) – англо-американский кинорежиссер, один из новаторов кинематографа второй половины ХХ века. Для большинства фильмов режиссера характерны мизантропия и социальный пессимизм, как способы восприятия реальности. Помимо культового «Заводного апельсина», Кубрик снял первую экранизацию скандального романа Владимира Набокова «Лолита»(1962), острую антивоенную сатиру «Доктор Стрейнджлав»(1964), научно-фантастическую «Космическую Одиссею: 2001»(1968), фильм о войне во Вьетнаме «Цельнометаллический жилет» (1987), эпатажную драму «С широко закрытыми глазами»(1999).

Большую часть жизни Стенли Кубрик жил и работал в Великобритании, имея репутацию скрытного человека и «сумасшедшего гения». Большое количество затевавшихся им проектов так и остались нереализованными, в том числе экранизации интеллектуальных бестселлеров «Маятник Фуко» Умберто Эко, «Парфюмер» Патрика Зюскинда. (Существует также популярная конспирологическая теория о том, что Кубрик мастерски для кинотехники своего времени изобразивший полеты в космосе в фильме «Космическая Одиссея», по заданию американского правительства снял инсценировку высадки астронавтов США на Луне).

Автору романа «Заводной апельсин» Энтони Берджессу понравилась экранизация, однако в дальнейшем он рассорился с Кубриком. Для Берджесса «Заводной апельсин» был важным произведением – он работал над ним, когда врачи диагностировали у него смертельную болезнь и давали год жизни (диагноз не подтвердился). Идея создания русско-английской лингвы nadsat, на которой говорят герои «Апельсина» родилась у писателя во время его пребывания в 60-е годы в Ленинграде и общения с тогдашними советскими хиппи. Из-за этой языковой специфики Стенли Кубрик завещал показывать в русском прокате фильм «Заводной Апельсин» исключительно с субтитрами.

Несомненный успех фильму принесла актерская работа молодого британского актера Малькольма МакДауэла, сумевшего воплотить образ брутального антигероя (впоследствии он сыграл широкий диапазон кинозлодеев всех времен и народов – от римского императора Калигулы до убийцы русского царя Николая II чекиста Юровского). Актер претерпел много страданий во время съёмок: в одной из сцен у него оказались сломаны рёбра, в другой сцене ему повредили глаза, а в сцене топления Алекса его дружками Макдауэлл чуть не задохнулся из-за поломки дыхательного аппарата.

Рейтинг IMDb – 8,5\10

По материалам Snarkerati, IMDb, Wikipedia, YouTube

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 032