Харьковский «Театр 19», самый известный негосударственный театр Украины, как обозначил его в афише организатор гастролей «Мастер-шоу», уже во второй раз осчастливил своих луганских поклонников, привезя на этот раз свой спектакль «Чмо». Спектакль уже не совсем новый, поставлен в 2006 году по пьесе Владимира Жеребцова «Чморик» художественным руководителем и единственным режиссером «Театра 19» Игорем Ладенко.

Пьеса рассказывает об армейской жизни где-то на окраине Байконура, не случайно именно там, ведь там сам автор Владимир Жеребцов отбывал свою службу. Армейскую тему не назовешь избитой в театре. В кино – да, она изъезжена вдоль и поперек, а вот в театре это выглядит, как что-то новенькое. Впрочем, создатели спектакля утверждают, что их спектакль не об армии, а о жизни. Если уточнить — о трусости и смелости, подлости и человеческом достоинстве. О том, что именно в армии из-за специфики тамошнего бытования носит гипертрофированный характер.
Итак, место действия — подсобное хозяйство в казахской степи, где выращивают на убой свиней. Параллель между людьми и свиньями отчетливо прослеживается во всей постановке. Начать с того, что фамилия главного героя — Хрустяшин — уже вызывает подозрения. Чтобы уж совсем развеять все сомнения по этому вопросу постановщики населили своеобразные видения или сны героя «свинолюдьми» (актеры одеты в противогазы с вполне себе кабаньими ушками, что имитируют свиное рыло).
В декорациях и костюмах от Екатерины Колесниченко— никаких излишеств, только, как говорится, необходимая достаточность, что соответствует армейскому быту.

К сержанту Хрустяшину (Сергей Савлук), который служит в этом самом подсобном хозяйстве, присылают новенького, интеллигентишку Андрея Новикова (Юрий Николаенко), на перевоспитание. Новиков не вступил в комсомол, отвечает не по уставу, ищет во всем логику (вот уж и правда большой грех для армии) и вообще — верит в Бога. В общем, недостатков хватает. Хрустяшин, личность мелкая и низкая, в распоряжение которого попадает этот неискушенный и еще не наученный войсковой жизни юнец, бывший студент и скрипач, тут же начинает пользоваться положением «деда» и показывает на нем свою силу, стараясь всячески унизить.
Хрустяшин и Новиков как две противоположности: первый простой и недалекий деревенский пацан, занявший в армейской системе свою иерархическую ступень — терпит унижения от одних и отыгрывается на других. Новиков из тех, про кого говорят «тонкой душевной организации человек». Забить свинью у него «внутри не получается», в проститутке Аньке он видит черты французской королевы и восхищается чудом, как из ничего появилась бабочка. Он совсем чужд всякой системе, за его верность принципам даже старший лейтенант Алтынов (Сергей Листунов), их непосредственный начальник, готов зауважать его.

На мажорной ноте проходит первый акт. Зал от души смеется, хотя тема уже намечена довольно серьезная. Во втором акте конфликт приобретает совсем иное звучание, и становится уже совсем не до смеха. Появляется сестра Новикова Катя (Анастасия Онокой) будто луч света в темном царстве — недаром костюмеры одели ее в белое платье, контрастно выделяющееся на фоне армейской серости. Именно она невольно и становится причиной всех бед. Ее появление, казалось, затронуло в Хрустяшине что-то хорошее человеческое, что в нем еще имелось. Но тут сразу на его долю выпадает испытание. Заведующий складом по прозвищу Бес (Олег Дидык), которого пуще огня боится наш Хруст, случайно обнаруживает наличие молодой девушки там, где ей быть не полагалось. И, имея касательно ее не совсем чистые, но вполне конкретные намерения, он хочет отослать Хрустяшина и Новикова на склад за линолеумом и воспользоваться их отсутствием.
Хрустяшин, вот это самое Чмо, от которого не ждешь уже ничего хорошего, вдруг оказывается перед, возможно, самым главным выбором в своей жизни: остаться подлецом, не предупредив Новикова об опасности и уведя его с собой на склад, или поступить по чести. Вот тут-то открывается в нем не просто Чмо, а обыкновенный человек со свойственными ему страхами, слабостями и сомнениями.
Этот выбор и должен окончательно расставить все по местам: людей отделить свиней. Но все не так легко. Нужно не просто сделать выбор, нужно, чтобы еще хватило решимости снова и снова его подтвердить.

Лицо любого театра определяет не только актерское мастерство, почерк режиссера, а еще и выбор материала. «Театр 19» берется за вещи, в которых есть и развлекательная сторона, и смысл для тех ископаемых, что еще хотят прийти в театр и подумать. Но если развлекательность была выжата из пьесы по максимуму, то трагедия человека низкого, осознающего свои слабости, но не умеющего их перебороть, не достигла своего апогея. Она была, но скорее на уровне разумного понимания. Сергею Савлуку, несмотря на потрясающую актерскую работу, все-таки не до конца удалось перевоплотиться в «человека морально отсталого», а потому в тот момент, когда обнаруживается другая сторона его персонажа, не было того откровения.
Персонаж Савлука, наверное, единственный столь противоречивый и сложный. Андрей Новиков, которого играет Юрий Николаенко, вышел очень выразительным, тонким и неподдельным, но без внутренних противоречий. Даже когда он пишет заявление, потрясающее лаконизмом: «Прошу принять меня в комсомол. Бога нет. Андрей Новиков», мы понимаем, что так он не отступает от принципов, а наоборот всеми способами старается настоять на своем.
В спектакле ни одной посредственной актерской работы. Герои Олега Дидыка и Сергея Листунова — еще два характерных представителя войсковой братии. Алтынов в исполнении Сергея Листунова в чем-то походил на его же героя из спектакля «Двери», уже знакомого луганскому зрителю, — такой типичный вояка, идеально влившийся в армейское общество, хотя и с какой-то долей эксцентрики. Наталья Иванская хорошо запоминается, несмотря на единичное появление на сцене: сначала предстает как простая вульгарная баба, в которой мы потом видим обыкновенную несчастную женщину.

Вот так харьковский театр представил действо непонятного жанра (даже на программке отмечено просто «спектакль в 2-х действиях»), но вполне ясного содержания, что не мешает искать в нем новые смыслы и интерпретации.
Приятно отметить, что «Театр 19» добивается высокой посещаемости своих спектаклей при таком же высоком профессионализме, не съезжая до банальностей в режиссуре, игре или выборе пьес, таким образом, достигая коммерческого успеха, не забывая, что театр — это искусство.

Фото взято с официального сайта «Театра 19»

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 2 414