После возвращения из Латвии, лидер Литературной группировки «СТАН» Ярослав Минкин, победивший на международном слэм-турнире «Dzejas Slams» в Риге, дал интервью сайту Европейского культурного фонда (ECF) «Rhiz.eu» и рассказал читателям из ЕС о специфике развития современного искусства на Дальнем Востоке Украины и своих впечатлениях от визита в Art Center «Totaldobze».

Ярослав Минкин: мы до сих пор понимаем друг друга с полуслова, а иногда – вообще без слов

Rhiz.eu: Что удивило, быть может шокировало вас в Риге? Опишите культурную ситуацию в стране. (What surprised or shocked you in that city/country? How was the cultural scene there?)

Я.Минкин: Для украинцев, родившихся в Советском союзе, Рига ассоциируется с европейской роскошью, духами «Dzintars» и первоклассными ресторанами. Для мноих поколений украинцев Рига – это советский Париж, в который мечтал попасть каждый.

Самое важно для меня, приехавшего в новую Ригу – было понять, как в независимой Латвии смогли преодолеть смутные времена постсоветской деформации.

В рамках визита в Art Center «Totaldobze» мы посетили множество других культурных учреждений Риги — Art Center «KIM», центр дизайна и архитектуры «OsisMaja», арт-кафе «Ленинград». В арт-клубе «Chomsky», состоялась наша презентация «Development of slam culture in Ukraine and its influence on modern literature» и встреча с одним из организаторов мультимедийного поэтического проекта «Орбита» Сергеем Тимофеевым. В крупнейшем выставочном зале Латвии «Arsenal» мы присутствовали на открытии выставки коллекционера Guntisa Belevicha «Современное искусство Латвии с 1990 по сей день».

И везде приобретения и наработки советской эпохи ложились в основу нового современного искусства. Даже знаменитый завод VEF (Valsts Elektrotehniskā Fabrika), в сердце которого и расположился Art Center «Totaldobze», превратился в площадку для перформансов и концертов.

И стало ясно главное – не нужно стесняться своего прошлого. Просто используй накопленный опыт для продвижения вперед.

 

Rhiz.eu: Как ваша поездка соотносилась с вашим планом действий по развитию слэм-движения в Украине? Опишите ваши впечатления от поездки. (How did the travel go in relation to your project plan and expectations?)

Я.Минкин: Важным компонентом нашего визита в Латвию была разработка совместного плана действий Литературной группировки «СТАН» и Art Center «Totaldobze». Основной идеей, родившейся во время визита, стала организация совместной слэм-лаборатории (Slem-LAB), в которой поэты из Украины и Латвии смогут не только посоревноваться в поэтическом мастерстве, но и услышать отзывы от профессионального жюри.

Реализация данной идеи актуальна не только для Латвии, где слэм движение только набирает обороты, но и для Украины, где после пятилетнего всплеска интерес к слэму начал утихать.

На мой взгляд это связано с тем, что слэм в Украине – это эмоция, шквал, неконтролируемая стихия, порой отталкивающая талантливых авторов. Украинскому слэму сильно не хватает латвийской вдумчивости, размеренности и утонченности.

 

Rhiz.eu: Ваши планы на будущее: как новые знакомства и связи вписываются в них? (What are the next steps in relation to future plans and how could the information and contacts you obtained help you in realizing them?)

Я.Минкин: В рамках долгосрочного сотрудничества уже запланирован визит представителей Латвии в Украину. Мы хотим пригласить одного из самых талантливых слемеров Риги Jevenijs Mesmers на недельное путешествие по Украине для участия в слэм-соревнованиях и презентации своих достижений на Киевской и Луганской литературной сцене.

Так же нам важен обмен опытом с менеджерами Art Center «Totaldobze» – единственной организацией, развивающей слэм-движение в Латвии. Весной 2012 года мы ждем в гости Vineta Kalnina и Odrija Fišere. В рамках их приезда планируется work-shop «Существование арт-центров в условиях постсоветской деформации».

Ярослав Минкин: У нас общее понимание проблем и мы дополняем друг друга, при поиске выхода из сложных ситуаций

 

Rhiz.eu: Опишите ваши взаимодействия с партнерами, что вы почерпнули из общения? (How was the collaboration with your partners and what did you learn from it?)

Я.Минкин: Важнейший аспект взаимодействия с Art Center «Totaldobze» — единый культурный и ментальный базис. У нас общее понимание проблем и мы дополняем друг друга, при поиске выхода из сложных ситуаций. Это все идет из детства, когда мы все жили в одной стране.

В арт-клубе «Chomsky», после нашей презентации, вдруг заговорили о том, что у каждого из присутствующих в детстве был атлас «Мир и человек». По этой книге дети в Советском союзе изучали географию, но чаще – просто рассматривали картинки с детьми в ярких костюмах. И дети эти, разодетые в свои национальные костюмы, водили хоровод вокруг земного шара.

Поэтому мы до сих пор понимаем друг друга с полуслова. А иногда – вообще без слов.

 

Rhiz.eu: Какова основная проблема вашей личной мобильности в Европе, как деятеля искусства? (What would you underline as major problems/obstacles in your personal ability of being mobile in Europe?)

Я.Минкин: Отсутствие мобильности – это отсутствие творческого роста, неготовность принимать новое.

Грустно признаться, но культурные деятели из Восточного региона Украины, который мы представляем, крайне не мобильны в Европе. Это внутренняя проблема – паническая боязнь самолетов. После развала Советского союза – в Украине не многие могут позволить себе летать на самолетах. Поэтому пассажиры международных авиарейсов, летящие из нашей страны, всегда аплодируют при посадке. Это хорошо иллюстрирует их неготовность к стиранию границ между Украиной и Миром.

Гуляя по Риге Odrija спросила меня: В чем различие между нами?

Я задумался, но ответил: Мы бродим улочками старого города, так же, как это делали люди века назад. Кажется, ничего не изменилось с того времени, и только небо напоминает о дне сегодняшнем. Оно исчерчено самолетами! Ваше небо по-прежнему исчерчено самолетами. Не проходит и пяти минут, как на небосводе Европы появляется новая железная птица. А у нас нет этого! У нас пустое небо! Никто из моих друзей не летает на самолетах – это удел богачей и политиков! А без самолетов не может быть демократии.

 

Rhiz.eu: Что дал вам тревел-грант от ECF с точки зрения профессиональной и личной выгоды? (What has the mobility grant meant to you in terms of professional and personal benefits?)

Я.Минкин: Мне всегда казалось, что ограничение права на свободу передвижения – обоснованная необходимость каждой страны. Это подтверждалось сложностью получения Шенгенской визы, унизительными процедурами при прохождении таможни и контроля безопасности.

И вот, на границе между Украиной и Миром я вдруг понял, что наша внутренняя проблема – используется государством для установления максимального контроля. Советский союз рухнул 20 лет назад, а Украинская власть по-прежнему не хочет, чтоб люди увидели мир – без границ, без виз, без языковых барьеров.

Тревел-грант от ECF и участие в международном проекте «TANDEM» перевернули мое представление о Европе. Один раз окунувшись в свободу – сложно выйти сухим.

Ярослав Минкин: Один раз окунувшись в свободу – сложно выйти сухим!

 

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 757