«Потомки» (The Descendants,2011, реж. Александр Пэйн). Не Альмодовар, не «Любовник» Тодоровского-Мирзоева, кажется, лучше. В имеющемся раскладе оскаровских претендентов это кино, кажется, ничем не хуже главных лидеров – «Человек, который изменил все» и «Древо жизни». (Мнение субъективное, 24 января высказанное). Драма, экзистенциальная, спокойно рассказанная, понятная, казалось бы, слишком простая, но содержащая в себе и глубину, и размах, и иносказание. Что еще нужно? (Не для премий, успеха, но для подобного фильма).

Тонко и аккуратно поработав с Николсоном в «О Шмидте», Александр Пэйн просто не мог все испортить с Клуни. Они оба отлично совмещают свои лучшие черты. Клуни здесь человек не просто растерянный, измотанный, близкий к ступору, он обаятельно сомневается, чуть тупит, смешно бегает, почти радикально усредняется. Женушка так любила напитки, лодки и мотоциклы, а также ходить налево, что теперь в коме, на голову вдруг сваливаются две дочери, не сильно взрослые, а впереди – продажа семейных земельных владений и алчущий клан сплошь из кузенов. Случайная весть – и зачем-то надо искать тайного любовника жены. Ну, так, хоть в глаза паразиту посмотреть.

Все это происходит под низким и влажным айвазовским небом, на прекрасных просторах гавайского архипелага. Бытовуха, психологизм, минимальная интрига, ирония судьбы и, как пел П.Н.Мамонов, «человеческая жизнь, мне становится скушно»… На самом деле, под сытенькую курортно-этническую гавайскую музычку постепенно, прозрачным монтажем, как волны прилива экранное пространство затапливает большая правильная и простая мысль. Она поначалу думается с горечью, но всегда приносит катарсис.

Удивительным образом, как-то совсем незаметно, Пэйну удалось почти сразу разлить месседж: яд в раю. Конечно, это сразу проговаривается во вступительном закадровом монологе героя Клуни, но, поскольку он вполне прост, звучит банальностью. И можно подумать, что в парадизе яд – это погрязшие в иллюзорных желаниях люди; но потом обязательно придется подумать дальше – что ядом, по сути, является все живое. И, таким образом, то, что рай отравляет, его, собственно, и составляет. Это может показаться бесхитростным умственным решением относительно дуализма существования – да, пока не посмотришь фильм Пэйна. И там есть еще кое-какие интенции. Не следует забывать, что фильм называется «Потомки». Ни на секунду.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 661