Виктор Пелевин «S.N.U.F.F.». М., ЭКСМО, 2011.

После выхода «Generation «П», в течении всех нулевых годов, встреча с новой книгой Пелевина всегда была смесью радости и разочарования – все также здорово, но ничего нового. Эксперименты Пелевина в «Шлеме ужаса» воспринимались как чудачества гения не более. И вот когда новое появилось, автор этих строк ко встрече с ним оказался не готов, и в начале чтения почти признал роман «S.N.U.F.F.» творческой неудачей метра. В дальнейшем оказалось, что это была скорее творческая неудача меня, как читателя.

Вначале о традиционном. В своем новом романе Пелевин сумел выстроить полноценную Вселенную, вызывающую ассоциации с классической свифтовской сатирой. Перед нами мир далекого будущего – в нижнем мире живут орки, прозябающие в примитивном феодальном обществе, а над ними нависает колоссальный оффшар, в котором живут хозяева мира – Люди, иногда в оффшар пускают и орковскую элиту, где она резвится в строго отведенных резервациях. Телевидение окончательно превратилось в религию, для обозначения денежных единиц, экрана и Верховного божества есть одно слово – Маниту. Главным искусством, которое в цене, является производство снаффов — снятых в нижнем мире с натуры картин страданий, войн и смерти, которыми ублажают себя верхние (и одновременно воспринимают это как религиозный обряд).

Вся бы эта сатира не была бы столь оригинальной – были у Пелевина книги и острее, и смешнее — если бы вдруг очередной мизантропический памфлет о медиакратии, не обернулся трогательной и безумной историей любви. Любовным треугольником между юным орком, матерым автором снаффов и девушкой-киборгом. Осознание того, что Пелевин впервые написал книгу не только о Пустоте, но и о Любви, которая ей противостоит (и также принципиально не познаваема), сродни оргазму. Неожиданная проповедь и апология любви, (на фоне цинических теорий об имманентном «сучестве» женщин, это особенно ярко и контрастно), превращает новую книгу Пелевина в действительно то самое «новое», которого ждали от его творчества поклонники уже много лет.

Очень характерно, что книга не попадает в резонанс общественным настроениям и потому, кажется, обречена на неуспех. Сейчас в читающем русском мире все проникнуты очередным приступом свободолюбия, и книга Пелевина на этом фоне выглядит настоящим штрейкбрехерством, своим подчеркнутым презрением к идеям внешней свободы, как заведомого наебалова, которое лепят ловкие сомелье и дискурсмонгеры, своим уходом от боевой сатиры в сторону внутренних проблем человека, не побоюсь этого выражения, его духовной жизни.

Впрочем, пройдет время, и боюсь, что Виктор Олегович в который раз окажется прав. А мы, доморощенные вольтерьянцы, нет. А «S.N.U.F.F.» как хорошее вино, роман которому нужно настояться.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 407