Кино в начале XXI века переживает упадок. Хотя, казалось бы, самое молодое из «великих искусств», оно за сто лет словно прошло весь свой бурный путь: от первых немых шагов на ощупь до смерти в грохочущем пятиканильном звуке.
Вместо «больше кино, хорошего и разного» мы имеем кино, сплошь плохое и одинаковое. Постоянно сменяющиеся афиши кинотеатров – это только видимость разнообразия: выбирать не из чего. В одном зале идет одна бесконечная комедия с вариациями, в соседнем – «экшн, триллер» нон-стоп.
С такой проблемой столкнулись не только жители нашей и братских стран. «В кулуарах» (курилках и на кухнях) часто доводилось слышать такую народную конспирологию: «Это американцы специально нас травят ширпотребом, это у них – экспортный вариант для стран третьего мира! Сами они смотрят ХОРОШЕЕ кино!». Но всем нам доступны прямые трансляции с крупнейших кинофестивалей, Оскаров, Ветвей всяких … Что там, на них, показывают? Ужели другое, чем в наших кинотеатрах? Или можно подумать, что все это – грандиозное реалити-шоу, устроенное специально для обмана простого украинца?
Помню, во время демонстрации фаворита прошлого сезона – «Перед прочтением сжечь» Коэнов – наши кинозалы были полупусты, а соседи сильно мешали смотреть, бурно выражая эмоции в духе стада расшалившихся мартышек. Не понравилось им, в общем, это пресловутое «хорошее американское кино». Они уже и к обычному привыкли.
С этой проблемой в разных странах борются по разному. Вот туманная Великобритания стала на путь кинематографического изоляционизма; в кинотеатрах демонстрируется только национальное кино. Английское кино есть на любой выбор: новое, старое. Из американского культурдесанта за последние годы был вполне допущен только экранизированный Гарри Поттер, и только за то, что автор текста – англичанка.
Но ведь таким образом товарищи англичане лишили себя не только Голливуда. Заодно Ла-Манш не переплыли и Бергман с Бертолуччи, Альмодовар, Трюффо…
Но есть и более достойные подражания образцы. В середине 60-ых годов прошлого века в Париже начало действовать особенное заведение под названием «Синематека». Она была создана для собирания, сохранения и демонстрации космополитических киношедевров, без внимания к их национальности. «Коммерческая продукция и ширпотреб начинают затапливать киноэкраны. Мы обязаны спасти искусство» — говорили идеологи «Синематеки» (это еще в 60-е!). Вокруг нее собиралась сама прогрессивная и мыслящая молодежь. Постоянные посетители «Синематеки» составили и один из флангов «Ситуационного интернационала», вставали на баррикады и сражались с полицией.
Луганский Дискуссионный клуб интеллектуального кино тоже вдохновлялся идеями «Синематеки».
Создан он был полтора года назад. Ни капли «официальных инициатив» в нем нет; исключительно – усилия единомышленников. Основой стали чьи-то «частные коллекции»; затем частное стало общим – к работе киноклуба подключались все новые люди. Есть множество зарегистрированных организаций с громкими именами, ходящих под началом у разных управлений и ведомств и сами уже ставшие ведомствами. Они получают немалое финансирование, но никому не известны и ничего не делающих. Луганский киноклуб не получает ничьих денег, и не просит, – зато известен половине Луганска.
Правда, особенная коллективная благодарность – Луганскому национальному университету им. Шевченко и его факультету украинской филологии: они предоставили помещение в то время, как все прочие отказали, не поняв, зачем это нужно. И теперь студенты ЛНУ – наиболее близки и причастны высокому искусству.
Начинали вообще с обычного телевизора, поставленного в актовом зале. Этот этап был максимально быстро пройден; «неформальный» не должно быть синонимом «любительский». А настоящее кино должно демонстрироваться только на проекторе.
Сейчас есть ВСЕ необходимое: и проектор, и большая белая плоскость, на которую его можно навести, и зал с деревянными скамьями… Слова «все» и «деревянные» подчеркивают идеологи киноклуба: они являются ключевыми.
«Когда ты смотришь неформатное кино – комфорт, как минимум, не нужен, а иногда и просто мешает» – говорит «технический директор» клуба Юля.
Действительно; в рекламе самых богатых кинотеатров смешит то, что там – ни слова о кино. «Боулинг, уютное кафе, мягкие кресла»… А кино? Кино – это что-то безликое, что мелькает на экране, дополнение к прочему развлечению. Это – место для тех, кто ничего не ищет, а хочет просто убить время.
В Клубе дискуссионного кино по-другому. Здесь кино – это главное. И писать его надо с большой буквы.
Многие фильмов, которые здесь демонстрируются, невозможно найти не только в Луганске, но и в Киеве. Некоторые фильмы привезли друзья клуба из-за границы, буквально за пазухой. Только так вывозились фильмы для фестиваля «Запрещенная Белоруссия»: они действительно запрещены в соседнем с нами государстве, и открыто пройти с ними таможню было нельзя.
«Почему я стал постоянным посетителем Клуба? Это, прежде всего, редкое кино – рассказывает Илья, студент ЛНУ. – Во-вторых, интеллектуальная среда. Тот же фильм, просмотренный «индивидуально», часто не производит такого впечатления. Здесь после просмотра, те, кто хочет, остаются на обсуждения, которые иногда длятся по многу часов. Это помогает активному восприятию».
Кроме «Запрещенной Белоруссии», на базе киноклуба уже успели провести и другие фестивали. Особенно запомнился прошедший летом прошлого года ночной показ в Парке Славы, ядром которого была демонстрация «Заводного Апельсина» Стенли Кубрика. Ночь тогда выдалась ненастной, холодной и дождливой, но настоящим ценителям это не помешало. И таких набралась не «горстка» – более трехсот человек!
Немного не радует задекларированный на открытии третьего сезона Клуба интеллектуального кино курс в сторону еще более авангардного и жесткого кино, хотя и до этого большинство демонстрируемых картин вызывали в свое время скандалы или даже были запрещены в тех или иных странах (тот же «Заводной Апельсин»). Как символ этого третий сезон открыл фильм Алехандро Ходаровского – режиссера, очень непростого для восприятия.
Хотя тут дело не только в восприятии. Подготовленный зритель, а таких в Клубе много, не испугается сложности фильма. Но ведь с «засильем бескультурья» можно бороться не только путем провокаций! Нам не так сильно нужен авангард, потому что у нас и обычного качественного кинематографа нет. Есть ли у нас кинотеатры, которые хотя бы в дневные сеансы, хоть в одном из залов показывали не только сиюминутную жвачку, но и шедевры кино? Это просто никому не приходит в голову. Так что в условиях Луганска самой меткой провокацией могла бы быть золотая киноклассика.
Но неформальный клуб постоянно развивается; возможно, в некотором времени в нем появится и отдельная «классическая струя».

Виталий Дорофеев

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 857