Первопричина.

В Луганске никогда не проводились кинофестивали?

В Луганске никогда не проводились кинофестивали под открытым небом?

Да. Луганск – не Львов. Кинофестивали – невиданная роскошь для жителей мегаполисов Востока Украины. Их и было-то всего три. Нет, четыре. И все же…

В ночь с5 на 6 июня, в сквере за библиотекой им. Горького, с недавних пор получившем название «Сквер Памяти», прошел Второй ночной фестиваль социальных юношеских фильмов «Тридцать второе мая», посвященный Дню защиты детей, в программу которого вошли документальные и художественные фильмы, остро затрагивающие проблемы современной молодежи.

Организаторы.

Я подошел в назначенное место задолго до начала, чтоб выяснить: кто же именно занимается кинематографией в Луганске?

В столице все происходит примерно так: за месяц появляются афиши и анонсы на целевых интернет-ресурсах. Затем масштабная пресс-конференция, представление партнеров, спонсоров и тд. Ах, да. Все это время неизвестные раздают флаера на выходах из метро – раздают неумело, без энтузиазма и рвения – дешево раздают. За день до открытия на место проведения съезжаются группы техников, звукооператоров и праздных зевак. Они все копошатся, устанавливают и настраивают аппаратуру, огораживают вип-зону и тд. В день торжественного открытия на сцену перед экраном выходят почетные гости, маститые режиссеры, иногда даже выпускают кого-то из спонсоров. Генеральных, разумеется – остальные довольствуются баннерами в нижнем правом углу афиши и коротким упоминанием их ЗАО в пресс-релизе. К этому моменту уже начинают стекаться зрители, воздух наполняется жидкими аплодисментами и ослепительными вспышками фотокамер после чего… фестиваль можно считать открытым.

Но оставим столичные мероприятия в покое. Как говорил великий и могучий Лесь Подеревьянський: «Нам до Европы еще … и …!»

А в Луганске… В Луганске все происходит совсем иначе. По городу – ни одного баннера, ни одной афиши. О флаерах и листовках я просто молчу. Зато весь Интернет напичкан пресс-релизами о предстоящем действе. Я сижу в сквере, наблюдая, как стайки выпивающей молодежи беззаботно перелетали с камня на камень, оставляя за собою пивную тару (многоразового использования) и пакетики от анчоусов. Лишь около 19:00 (открытие фестиваля было назначено на 21:00) со стороны общежитий ЛНУ в сквер въехала лада секретаря обкома КПУ Максима Чаленко, доверху груженая аппаратурой. С противоположного конца сквера к поляне, выбранной для проведения фестиваля, уже направлялся Ярослав Минкин, председатель правления Литературной группировки СТАН. Открыв багажник они выволокли на свет небольшой генератор и две колонки, вполне достаточные для озвучки данного мероприятия. К этому времени, неизвестно откуда взявшаяся Юлия Красильникова (технический директор Луганского Киноклуба) уже подключала свой ноутбук, выводя на колонки музыку группы «DOОRS» для тестирования аппарата. Председатель Киноклуба Марина Минкина ни на секунду не отходила от компа, обеспечивая информационную поддержку фестивалю, координируя действия группы и парируя выпады злопыхателей. Тут-то я и решился задать им несколько вопросов.

* * *

О концепции фестиваля.

М.Чаленко: Наша цель – объединить думающую молодежь, открыть глаза на очевидные социальные, экономические и эстетические проблемы молодого Украинского общества.

Я.Минкин: Основная задача — заполнение духовной пустоты, в которой оказалась украинская молодежь в Эпоху Дикого Капитализма. Большинство предлагаемых вашему вниманию фильмов как раз о неспособности жить в жестких рамках современного общества. Неприятие норм, отказ от перехода во «взрослую» жизнь. Власть предержащим пора понять, что в социуме назрел коренной перелом — время, когда всем до единого придется встать на защиту детства, защиту нашего будущего! Именно поэтому наш фестиваль только для взрослых! Для всех, кто готов взять в руки оружие просвещения!

М.Минкина: Такое кино не должно нравиться, оно должно затрагивать, шокировать! Что-то неуловимое после просмотра такого кино остаётся. Вне зависимости от того «плохим» или «хорошим» был тот или иной фильм, социальный, эмоциональный взрыв он вызывает всегда.

Об отношении к кинематографу:

Ю.Красильникова: Мы не намерены сидеть, сложа руки. Если из-за Глобального Эстетического Кризиса и возобновившейся пропаганды «кинематографа потребления» нашу молодежь вновь затягивают в зыбучие пески отрешенности и пофигизма, мы будем вынуждены ужесточить отбор демонстрируемых фильмов и вести борьбу с официальным кинопрокатом, захлебывающемся в расслабляющем кино, притупляющем восприятие зрителя, превращающем искусство в развлечение. В нашей стране достаточно проблем, чтоб найти в себе смелость открыто заявить об этом!

О сложности взаимодействия:
Я.Минкин: К сожалению, большинство лиц, так или иначе связанных с кинематографом, не воспринимает кино, как искусство. Для них это способ набить карманы, выгодно засветиться, продвинуться по служебной лестнице… За время подготовки Фестиваля мы то и дело сталкивались с вопиющим непониманием, нет, скорее неприятием сути искусства. Они забывают, что всем давно плевать, кто покупал картины, которыми гордится Лувр и Эрмитаж. Художник пишет не для богатой клиентуры и расчетливых перекупщиков. Его цель - Вечность! И мы гордимся тем, что отдаем искусство людям, а не прибыль торгашам и перекупщикам.

О возникновении Киноклуба:

М.Чаленко: Первый показ Луганского клуба интеллектуального кино прошел в актовом зале ЛНУ имени Т.Шевченко 28 февраля 2008 года. Показывали «Танцующую в темноте» Ларса Фон Триера – режиссера, чья творческая концепция легла в основу философии клуба. Да, Ларс Фон Триер открыто проповедует противление буржуазному обществу, с его загнившей моралью и принципами. Не даром ряд его фильмов до сих пор запрещен на территории США.

Ю.Красильникова: Показ был организован рядом активистов, верящих в то, что в Луганске, как и в Москве, Киеве, Харькове и Львове есть люди, интересующиеся высокохудожественным кино. Данную инициативу поддержала Литературная группировка СТАН, Луганский археологический союз А.Бритюка, общественная организация «Поступ» и Философское Монтеневское Общество. Всестороннюю поддержку нашему клубу оказывает и Луганский обком КПУ, выступающий соорганизатором ночного кинофестиваля социальных юношеских фильмов «32 мая». За время своего существования, Киноклубом было проведено более сорока открытых заседаний с просмотром выдающихся (я бы сказала: культовых!) кинолент и организован целый ряд фестивалей, среди которых: «Белорусская весна», «Украинский контекст. Международный фестиваль по защите прав человека» и др.

М.Минкина: Мы не скрываем, что создание клуба интеллектуального кино – это открытый вызов буржуазному кинематографу, питающему общество потребления. Фильмы, которые мы показываем – это кино для несогласных, для людей, готовых бороться с вакуумом бескультурья, в котором находится сейчас наша страна. Именно поэтому на наших показах почти всегда нет свободных мест. Новому поколению необходим новый Смысл!

* * *

Темнело. Публика все пребывала. И к началу десятого, в той части сквера, где проходил фестиваль, просто невозможно было найти свободного места. Более пятисот человек разместилось на газонах перед экраном. На задние ряды напирали микроавтобусы тех, кто приехал издалека, из Северодонецка и Алчевска. На алее красовался кабриолет, припаркованный кем-то из мажорных зрителей. Я умостился на крошечном пяточке земли, около цветущего куста шиповника, и стал наблюдать. Людей, пришедших на столь неординарное для Луганска мероприятие можно было разделить на три категории: те, кто пришел в полном обмундировании (карематы, спальные мешки, покрывала, термосы и пр) чуть ли не за час до начала, чтоб урвать место поближе к экрану и, затаив дыхание, смотреть до конца, наслаждаясь каждой сменой кадра; те, кто сто лет уже не показывался из своего подполья, но тут любопытство взяло верх, и теперь они наслаждаются приторным красным вином, передавая бутылку по кругу полузабытых друзей; и, наконец, те, кто пришел случайно, прослышав о странном сборище, или просто остановился посмотреть одну из короткометражек режиссеров с мировым именем.

Ярослав Минкин открыл фестиваль с несвойственной ему лаконичностью. Однако же не забыл напомнить о необходимости соблюдения порядка и уборке территории, после чего активисты Луганского Комсомола раздали публике большие пакеты для мусора и пригласили всех желающих на горячий чай в стоящую неподалеку палатку с партийной символикой КПУ.

Программа была насыщенной. Там были и короткометражные фильмы «Невидимые дети» от режиссеров Эмира Кустурицы,Спайка Ли,Кати Люнд,Ридли Скотта,Джордана Скотта,Стефано Венерузо, Джона Ву, и «Кусочки Трейси» Брюса МакДональда, и подборка мультипликационных фильмов от студии «Пилот», озаглавленных в программе как: «психоделический трип в детство», и шокирующая своей безысходностью «Сказка сказок». Там был «Подкидыш» с бесподобной Фаиной Раневской, наслаждаясь которым самые стойкие из пришедших встречали рассвет…

И все же кинофестивали в Луганске есть! Кинофестивали в Луганске будут!

И под открытым небом и на тайных, закрытых площадках. Потому что есть фильмы, которые не оставят равнодушными никого.

Репортаж с места событий: Виктор Ветлужских.

На вопросы отвечали:

Ярослав Минкин — председатель правления Литературной Группировки СТАН;

Максим Чаленко – секретарь Луганского обкома КПУ;

Юлия Красильникова — технический директор Киноклуба;

Марина Минкина — председатель Киноклуба.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 2 175