В минувшую пятницу, во всеукраинской газете «ДЕНЬ» вышла статья-прогулка ведущего луганского журналиста Дениса Киркача. Аналитической группой портала «Давление света» было принято решение включить данную публикацию в проект «Культурная карта Луганска».

Луганск - сердце Дикого поля

Половецкие бабы: Луганск — сердце Дикого поля

ЛУГАНСК ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ

Недаром говорят: то, что видишь каждый день, со временем вообще перестаешь замечать. Так и у меня с Луганском: после 13 лет проживания в этом городе мой «комплекс дикого поля» (вера в то, что наш областной центр очень обделили в культурном смысле) только усиливался. Мол, здесь уже ничему не удивишься, да и туристам не покажешь. Поэтому, услышав о том, что в Луганске стартует исследовательский проект «Культурная карта города», который был основан литературной группировкой «СТАН», я обрадовался: «Вот кто поможет мне по-новому взглянуть на Луганск!»

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ. ПОЧЕМУ «СТАН»?

Здесь как раз тот случай, когда хочется ответить: кто, если не они? Эта известная уже далеко за пределами Украины творческая группировка принципиально не меняет своей «прописки»: основанная еще в 1999-м, она и сейчас остается луганским арт-объединением. Они неоднократно привозили в город многих известных украинских литераторов. Несколько раз благодаря им в Луганске был Сергей Жадан, приезжали Юрий Андрухович и Любко Дереш, был покойный уже Юрко Покальчук. «СТАН», как неоднократные участники общеукраинских и международных творческих мероприятий, с недавних пор — члены международной сети менеджеров культуры Tandem Network, которая объединила свыше 100 организаций из 20 стран мира. Поэтому кто, как не они, должны были браться за такое на первый взгляд невыполнимое дело, как преодоление культурного кризиса луганского региона?

Я не спрашивал их о глобальном: например, как они будут превращать провинцию в один из центров культуры восточных регионов Украины. Я лишь поинтересовался, а чем, по мнению составителей будущей карты, можно удивить приезжего? Такого, который приехал в Луганск на несколько часов и у которого нет времени выезжать на многочасовые экскурсии за пределы города. Своеобразный приблизительный маршрут на будущей карте. И мне ответили. Вернее, предложили принять участие в эксперименте, импровизированной экскурсии по городу. А для чистоты эксперимента в это путешествие пригласили жителя Ялты Федора Потапенко, который в те дни впервые приехал в Луганск. Следовательно, экскурсанты есть (мы с Федором), есть экскурсоводы — председатель литературной группировки «СТАН», поэт Ярослав Минкин и студентка Луганского национального университета Кристина Черненко. Чтобы усложнить задание, отказываемся от транспорта и отводим на путешествие всего-навсего два часа. Отправляемся!

ЦЕНТР ГОРОДА: ОТ КАМЕННЫХ БАБ ДО СКВЕРА ПАМЯТИ

Стартовать решили из студенческого городка Луганского национального университета. Здесь нас ожидал парк-музей каменных баб — первый объект, нанесенный на мнимую карту. Еще в начале 1970-х годов в студенческом городке на то время Ворошиловградского педагогического института собрали 16 каменных баб, датированных ХI—ХII веками, которые были найдены археологами вуза на территории области. Эту уникальную коллекцию и разместили под открытым небом. В 2004-м «уличный» музей был внесен в перечень объектов культурного наследия Украины.

«Это уже обычаем стало, — рассказывает Кристина, — ежегодно мы приводим сюда на экскурсии первокурсников. Особенно радуются иностранцы — фотографируются, шутят. А со временем это любопытство стихает — привыкают. Правда, девушки, особенно те, которые живут в общежитии, кому вечером приходится идти через студгородок, боятся проходить мимо этих изваяний. Потому что в темноте они выглядят довольно зловеще».

«Это для того чтобы каждый турист мог наглядно познакомиться с «крепким» характером луганских женщин!            — пошутил наш гид. — А если серьезно, мне кажется, что знакомство с городом следует начинать именно с этой коллекции. Каменные бабы — как эмблема Дикого поля, на месте которого со временем возник Луганск. Но современное, культурное, дикое поле, с которым связывают наш областной центр. Улавливаешь грустную связь?»

Наш следующий пункт назначения — Сквер памяти. Еще два года назад вокруг официального названия этого места продолжались ожесточенные дискуссии. Дело в том, что руководители Луганска хотели, чтобы эта территория называлась, как в советское время — Сквер дружбы. Однако инициативная группа горожан выступила с предложением официально закрепить за ним название, присвоенное еще в августе 1991-го — Сквер памяти. По их утверждению, месту с несколькими монументами такое название будет подходить больше. Еще до Октябрьского переворота на этом месте находилось большое городское кладбище. В сталинские времена здесь расстреливали людей и хоронили казненных. Активисты настаивали на том, что в районе бывшего кладбища и по сей день покоятся останки нескольких сотен репрессированных. Поэтому было бы нелогично оставлять советское название: не дружить же на костях. В конечном итоге «память» победила «дружбу». Рассказываем эту историю нашему крымскому гостю и идем дальше.

Могила Пархоменко

ЛУГАНСК «СТАРОГО ОБРАЗЦА»: «АБРИКОСОВЫЕ» УЛИЦЫ И   БРИТАНСКИЕ ТАНКИ

«На этом покидаем новый центр и перемещаемся в старую часть города. Начнем с Гусиновки», — вели нас с Федором наши гиды. Искренне признаюсь, живя в Луганске 13 лет, я слышал об этом одном из самых старых районов города, в котором жили работники завода Гартмана (нынешнего Луганского тепловозостроительного). Но гулять по нему ни разу не приходилось.

Мы идем по узеньким улочкам частного сектора. Впереди — замечательный вид на домики Камброда (Каменнобродский район, или «Кембридж-сити», как называют его молодые жители). «Жаль, что не летом затеяли нашу экскурсию, — вздыхает Ярослав. — Тогда бы можно было увидеть еще одну из Луганских эмблем — «раздавленные абрикосы». У нас эти для многих регионов экзотические лакомства в буквальном смысле валяются под ногами. Так их много. «А еще лучше весной, — мечтательно продолжает «абрикосовую» тему Кристина, — когда цветет все».

Разговаривая о том о сем, приближаемся к знаменитому паровозу. Так руководители Луганского тепловозостроительного отметили выпуск тысячного послевоенного паровоза — поставили один из образцов своей продукции на постамент, на берегу реки Луганки, перед въездом в сам завод. Теперь эту местность так и называют — «около паровоза».

Проникнувшись индустриальным духом Луганска, продолжаем наше пешее путешествие. Следующая остановка — Мемориал борцам революции. Так уже есть, и с этим ничего не поделаешь: в Луганске очень сильные просоветские настроения. Но нас в этом случае интересует не большевистский монумент. Прямо напротив него стоят два британских танка Mark 5. Те же, трофейные, подаренные Луганску Ворошиловым. Если верить британским коллекционерам, которые несколько лет назад приезжали в Луганск, то на постсоветском пространстве таких всего лишь пять. Причем — два в Росси и три в Украине (два в Луганске и один в Харькове).

Не задерживаемся надолго. Ведь на нас еще ждет луганский художник Валерий Медин, чтобы показать немного «своего» Луганска. Он встречал нас напротив музея истории и культуры города. «Здесь на улице Ленинской, когда она была еще центральной в городе, работал легендарный кинотеатр «Салют», в котором в особые дни можно было посмотреть фильмы Тарковского», — начал свою экскурсию художник.

Подходим к зданию областной филармонии. К сожалению, из-за нехватки времени послушать местный оркестр не сможем. Поэтому продолжаем экскурсию. По рассказу Валерия Медина, чьи молодые годы прошли в старой части Луганска, в 1960-х годах в этом помещении, кроме самой филармонии, работал театр кукол (сейчас он находится в другом здании) и… кинотеатр документального кино. Название последнего заведения нас, молодых, развращенных Интернетом, очень удивило. «Во время премьеры фильма-балета «Лебединое озеро» с Плисецкой здесь были такие очереди, — вспоминает художник, — достать лишний билет было просто невозможно. Можно ли сегодня такое представить?»

Валерий ведет нас дальше. Здесь уже инициативу экскурсовода перехватываю я. «На улице, которая, вероятнее всего, лет сто назад была покрыта мостовой, в начале прошлого века находилась мастерская фотографа Льва Матусовского. Со временем его сын Михаил станет известным советским поэтом, знаменитым автором «Подмосковных вечеров» и романса «Белой акации гроздья душистые». Последнее стихотворение он, кстати, написал в Луганске. Но это будет со временем. А в свои молодые годы сын луганского фотомастера бегал по этой улице в здание горно-коммерческого клуба слушать выступления Владимира Маяковского. К сожалению, сама мастерская не сохранилась, как, собственно, и клуб. Но есть тихая улочка со старыми домами. Сюда почти не долетают ни шум машин, ни суматоха большого города. Можно закрыть глаза и немного помечтать. Если честно, время от времени, когда хочется отдохнуть, именно так я и делаю. В этом поэтическом месте мы пока прервем наш эксперимент: ведь отведенные два часа истекли.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

1. Очень хотелось бы написать, что после этой прогулки я увидел новый, другой, сказочный Луганск. Замечательный был бы финал. Но не совсем правдивый. Это только в кино благодаря одной прогулке по городу могут случаться чудеса. Но точно можно сказать, что идея с картой работает: по крайней мере, наш «подопечный» Федор оценил импровизированную экскурсию. И пообещал вернуться в Луганск. Вот и славно! Ведь осталось еще столько достопримечательностей, которые мы не успели охватить вниманием. Уникальный луганский Музей авиации или единственный в мире Музей короля футбола Пеле. Или луганскую эстакаду на железнодорожном вокзале, которую местные шутники по монументальности любят сравнивать с египетскими пирамидами, да еще много чего. По-видимому, переборщил я со своим «комплексом дикого поля».

2. Чтобы у читателя не создалось ошибочное впечатление, отмечу, что «Культурная карта Луганска»      — то не только пешие экскурсии наугад. Это — обстоятельный исследовательский проект, основанный активистами литературной группировки «СТАН» (Луганск) и Центром культурного менеджмента (Львов) с целью выявления перспективных направлений развития культуры в Луганском регионе.

Денис КИРКАЧ, Луганск, фото Федора ПОТАПЕНКОВ

Стена завода Ленина

 

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 770