Многим луганчанам известна ныне театральная студия «Deep». Негосударственный репертуарный театр, основанный в 2006 году под руководством преподавателя кафедры театрального искусства Александра Баркара. На сегодняшний день в афише десять постановок. Среди актеров студии – студенты ЛГАКИ, а также выпускники института, ныне работающие в академических театрах города. Спектакли студии можно увидеть в Луганской государственной академии культуры и искусств.

В рамках проекта «Культурная карта Луганска» Александр Баркар ответил на вопросы Портала новостей культуры «Давление света».

- Если говорить в общем, то каково ваше мнение о нынешнем состоянии театров? И что бы вы предложили нанести на культурную карту Луганска?

Александр Баркар

- Общая театральная карта Луганска очень проста, если не сказать примитивна. Вы и сами ее отлично знаете: Русский театр, Украинский и театр кукол.
Мое мнение о качестве спектаклей, которые в них ставят и играют, очень субъективное. До такой степени субъективное, что может быть оскорбительным для очень большого количества людей театра Луганска. Если, например, говорить о нашей студии, тут я свободнее. Я могу рассказать о том, что мы хотим сделать и что делаем. А говорить «против» — дело глупое для человека творческого и неблагодарное.
Скажем так, несмотря на то, что я не являюсь режиссером по диплому, я им являюсь по жизни и стараюсь каждый час ее тратить на эту профессию. Поэтому меня лично очень волнует то, что мы делаем, и как это можно соотносить с современными театральными тенденциями. Подчеркиваю, не луганскими тенденциями, а более глобальными. Мы стараемся следить за Россией, Европой, смотреть, читать, искать информацию, добывать ее.
Нас, к сожалению, записывают в андеграунд или протест против государственных театров, а это совсем не так. Просто мы живем параллельно, не пересекаясь. Например, я не люблю тушеную капусту. Но я же не утверждаю, что никто ее не должен есть или дураки те, кто ее любит? То же и с театрами Луганска. Их творчество мне не нравится. Но кто я такой, чтобы кого-то учить, как правильно?

- Что бы вы могли сказать о будущем для театра? Deep в частности, и в целом для театров города.

- В нашей жизни сейчас произошел колоссальный кризис. Мне пришлось уехать из города, и вернусь ли я назад — не знаю. Ребята остались одни и продолжают работать, играть спектакли, ставить новые, но неизвестно, насколько хватит их сил.
Если говорить о творческой карте Луганска, мы — та точка, которая может исчезнуть очень скоро.
Мы любим театр, но невозможно заниматься этой профессией на голом энтузиазме. Мы изначально проигрываем конкурентную схватку с государственными театрами, причем не в профессионализме, а в банальной базе. Если говорить о вашем проекте, то самое забавное здесь то, что нашего исчезновения почти никто не заметит, потому что в глобальном плане Луганску не нужен театр. Ни качественный, ни некачественный.

- Не пробовали ли вы сделать вход платным?

- Мы пытались делать вход платным. Кое-как протянули год. При этом все равно все деньги уходили на создание новых спектаклей и оплату ЧП. В итоге к нам стало ходить по десять зрителей на спектакли. Зритель просто не хочет платить за театр.
Конечно, можно говорить о качестве спектаклей: «раз к вам зритель не ходит…», но я был бы готов на любом фестивале театрального искусства выступить в конкурсной программе с любым театром Украины, и уверен, что мы не смотрелись бы непрофессионально и ни в чем не проиграли.
В этом я уверен.
Я не говорю, что мы всех бы «сделали», но не были бы аутсайдерами — точно.

- А в чем именно сложности? И не думали ли вы о создании кружков актерского мастерства, например?

- Создание кружка актерского мастерства — это очень непростое дело.

Александр Баркар, Дмитрий Момот

Во-первых, это затраты времени педагогов, которые опять-таки должны как-то оплачиваться. Во-вторых, цели этого кружка весьма расплывчаты. Мы профессионалы. Для нас театр — это не увлечение, а работа, которая требует полной отдачи. Люди, которые придут в этот кружок, — какова будет их цель в этом обучении? Просто «поиграть», попробовать, каково это? Нас это не устраивает. Либо полная отдача с отказом от других дел, либо занятия не имеют смысла.
Помочь нам может лишь руководство города, будет ли оно заинтересовано в создании нового молодежного театра… Но мы же прекрасно понимаем, что это утопия. Повторюсь: театр не нужен Луганску. Это не тот тип искусства, который востребован, и на котором можно заработать. К сожалению.
Если фантазировать и предаваться мечтаниям, то конечно было бы прекрасно, если бы у театральной студии Deep был дом. То есть здание, в котором мы могли бы постоянно играть. И ни от кого не зависеть. В Луганске огромное количество заброшенных и полузаброшенных помещений, которые мы были бы готовы привести в порядок сами. Но, к сожалению, нам никак не оплатить элементарную аренду. Хотелось бы, чтобы были организованы открытые лекции по театральному искусству для всех желающих. Чтобы хоть немного поднять уровень знаний о современном театре рядового зрителя нашего города.

- А как вы думаете, кто именно сможет помочь развитию театра в городе? Что может послужить толчком для подъема, становления театра?

Склоняя голову пред зрителями…

- Кто? Человек, обладающий большими деньгами и при этом любящий наш город и искусство. Филантроп. К примеру, в городе Прилуки есть подобный филантроп Юрий Коптев. За свой счет он устраивает театральные фестивали, организует развитие творческих обществ, ставит памятники знаменитым гражданам города. Ничего, кроме убытков, он от этого не получает. Но он любит свой город. В Прилуках на него разве что не молятся. Он теряет деньги, но приобретает огромную популярность и любовь у жителей города. Для него это почему-то важно. Вот так.
При этом это должен быть не просто богатый человек, — богатых людей много — это должен быть человек, который по-настоящему любит театр и может отличить качественное от некачественного. К сожалению, я не слышал о таких людях в нашем городе. Другой пример — театр Студия Театрального Искусства в Москве. Его история еще более проста. Был талантливый курс студентов ГИТИСа. На их дипломный спектакль пришел богатый и любящий театр человек. В итоге он построил здание для театра, оплачивает все его расходы, зарплаты от главного режиссера до гардеробщика и при этом до сих пор не раскрывает своего имени. Для него важно, чтобы был хороший театр.
Театр СТИ сейчас входит в десятку самых лучших театров Москвы. Его спектакли берут высшие призы на зарубежных фестивалях, в его рамках родилось совершенно уникальное направление русского современного театра. Такие дела.

- А как, по-вашему, можно заинтересовать и привлечь людей (я имею в виду зрителя)?

- Если говорить в глобальном смысле, то здесь нужно несколько составляющих. Первое — качество спектаклей. Чтобы спектакль выглядел не как снятый с пыльной полки или не как нечто абстракционистки-сюрреалистическое, а постановка, которая будет и оригинальной, и зацепит. Это вопрос работы режиссеров и актеров Луганска. Хотя, увы, вопрос очень субъективный, его невозможно решить. Это слишком личное для каждого художника. Тем более, в нашем искусстве махровым цветом цветет эгоизм, самовлюбленность, дилетантизм, банальная лень и козыряние старыми заслугами. От этого, увы, никак не избавиться и никуда не уйти. Вот вам и первый камень преткновения. Кто из наших людей театра, заслуженных и народных, готов сказать: «я ничего не знаю, я готов пробовать что-то совсем новое, и учиться новому»? Я не думаю, что таких людей будет много. Даже если кто-то может произнести такие слова, кто реально решится доказать это на деле?
Второе — нужен грамотный и опять-таки неравнодушный, знающий все тенденции современного театра, менеджмент. Без хорошей рекламы, к сожалению, сейчас ни один, даже самый лучший, продукт не продается.
Сейчас на театр работает «сарафанное радио», но это неправильно. Хороший менеджер и продюсер, творчески подходящий к делу, организованный, дисциплинированный и трезво мыслящий, может все изменить. Но снова спрошу: «Где такой человек?»
Зритель современный запредельно ленив. До такой степени, что театр нужно принести к нему прямо в дом. И это тоже возможно. Но ни режисер, ни актеры не должны заниматься этим. Должны заниматься люди, у которых это является профессией.

- Как по-вашему, какова миссия театра и миссия студии Deep в частности? Что является для вас ключевым фактором при выборе пьесы?

- Миссия театра (в самом высоком смысле этого слова) — воздействовать на сознание зрителей. Говорить со зрителем о том что важно для художника, о том что болит. Заставлять думать и чувствовать. Чтобы люди не забывали, что они — люди и что они живые.
Если говорить о «миссии» студии «Deep», то здесь все даже немного проще: ставить и играть спектакли, любить своих зрителей, и всегда быть откровенными и честными с ними. Это то чего мы хотим. НО мы не хотим быть пророками или миссионерами, мы просто хотим заниматься любимым делом и доставлять радость нашим зрителям.
При выборе пьесы главное, чтобы она нас цепляла. Этот материал может быть разным по тематике, стилистике, идейной составляющей, но важно, чтобы мы захотели это играть. Мы должны чувствовать, что этот материал сейчас нужен нашим зрителям, что он поможет им ответить на важные вопросы и задуматься о чем-то.

- Какова «душа» Deep?

- Душа… Не знаю. Наверное любовь. Просто любовь к делу и друг другу. Это и держит нас вместе.

- Кто является для вас авторитетом в режиссуре и актерском мастерстве?

- Главными авторитетами в режиссуре для меня являются такие замечательные люди, которые ушли от нас: Константин Станиславский, Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Джорджо Стрелер, Михаил Буткевич, Анатолий Эфорс, Петр Фоменко… Из ныне здравствующих: Юрий Бутусов, Владимир Панков, Алексей Бородин, Миндаугас Карбаускис.
А если говорить об актерах, то это великие: Михаил Чехов, Андрей Миронов, Евгений Леонов, Олег Даль, Евгений Евстигнеев.

- С кем бы вы хотели сотрудничать и работать?

- Я бы хотел сотрудничать с людьми, которые любят театр, разбираются в нем, и находятс с нами «на одной волне». С небезразличными людьми и не предвзятыми. А конкретное имя… Не имеет значения.

- Участвовали ли вы в каких-либо проектах? Если да, то в каких именно?

- Смотря что называть проектами… Мы много раз выступали на фестивалях фантастики, на благотворительных мероприятиях, в рамках проекта ЛГАКИ «Красная площадь 7″, но все это является для студии просто побочными действиями в свободное время от основного — репетиций и спектаклей. Выступали на различных театральных фестивалях, украинских и российских. На трех украинских фестивалях были признаны лучшими. :) Само слово «проект» нам очень не нравится. Оно слишком «брендовое». Стараемся не ввязываться в «проекты». Сейчас, если можно это назвать «проектом», я занимаюсь постановкой радиоспектаклей на радио Росси «Культура» в Москве.

- Что бы вы могли посоветовать начинающим актерам и режиссерам Луганска?

- Могу сказать так: работайте, верьте в себя, всегда сомневайтесь в себе, и никогда не останавливайтесь и не сдавайтесь. Что бы вы не поставили и не сыграли, всегда знайте и убеждайте себя, что это несовершенно. Всегда учитесь, и не ждите успеха. Примите эту профессию как служение, а не как награду.

- Каков ваш рецепт успеха и популярности вашей студии?

- Рецепта успеха нет. Не могу сказать, что мы так уж сильно пользуемся успехом. К нам ходят люди «одной с нами группы крови». Мы говорим с ними на одном языке, и они нас понимают и любят. МЫ стараемся делать свое дело честно, без фальши и фиг в кармане. Наши зрители это ценят.

- Что бы вы причислили к главным достояниям Луганска? На что обратили бы внимание приезжих и гостей города?

- К главным достопримечательностям Луганска я причислил бы сквер возле ЛГАКИ, наши замечательные танки возле памятника «Борцам революции», скульптуру «Лучника» на Сент-Этьеновской напротив школы… Это любимое.

- Кого бы вы назвали знаковыми людьми театральной среды Луганска?

- В 60-е годы это Петр Исидорович Ветров, в 90-е — Владимир Юрьевич Московченко. Сейчас… на мой взгляд, нет такого знакового лица.

- Благодарю вас за беседу!)

- Спасибо вам)

 

Для справки:

Культурная карта Луганска – это исследовательский проект, направленный на проведение анализа ситуации и выявление перспективных направлений развития культуры в Луганском регионе. В рамках этого проекта осуществляется анкетирования представителей различных аудиторий и проведение фокус-групп при участии менеджеров культуры из Украины, Европы и Мира.

 

Среди ожидаемых результатов проекта:

-  организация работы между различными аудиториями, принимающими участие в культурном процессе;

- выявление возможностей и потребностей участников культурного процесса;

- разработка рекомендаций для улучшения работы государственных органов в сфере культуры;

- предоставление актуальной информации о существующих субъектах культурной жизни Луганска;

- усиление участия общественности в принятии решений и выработке культурной стратегии Луганска.

 

Инициатива по созданию культурной карты Луганска реализуется Литературной группировкой «СТАН» (Луганск) совместно с Центром культурного менеджмента (Львов) и ОУНБ имени М.Горького (Луганск) при поддержке Европейского культурного фонда (Амстердам), Луганского областного центра поддержки молодежных инициатив и социальных исследований, Управления по делам семьи, молодежи и спорта Луганской областной госадминистрации.

Эксперты проекта: Eileen Kelly (США, Флорида), Татьяна Кузьменко (США, Вашингтон).

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 135