Борис Акунин «Черный город». М., Захаров, 2012

После выхода «театрального романа», автор этих строк был очень опечален тем, что Акунин заставил литературного персонажа, принесшего ему славу и любовь читателей, превратиться в зомби, ползущего из книги в книгу, движимого коммерческой жаждой автора. Деньги деньгами, а приличия все-таки соблюсти бы стоило. Поэтому к выходу очередной книги о приключениях Эраста Фандорина отнесся крайне настороженно. Но не прочитать ее не мог.

И надо сказать не пожалел. Акунину вновь удалось найти интересную тему, которая искупила исчерпанность персонажа. Действие «Черного города» происходит в Баку, в период нефтяного бума, когда бесплодные участки земли вдруг забили фонтанами крови экономики. Шальные миллионы, восточные нувориши со сказочным богатством, а вокруг них интриги, заговоры, возня иностранных разведок, буйно расцветающая преступность, авантюристы всех мастей, революционеры (один из них, по прозвищу Дятел, настоящий собирательный образ революционного бесовства – Ленин с навыками спецназовца). И время на дворе стоит тревожное – 1914, уже произошло сараевское убийство и мир стоит на пороге невиданной бойни. Отличный фон для того, чтобы Эраст Фандорин мог показать себя во всей красе.

Прежде всего, роман получился злободневным – угорающий от шальных миллионов Баку, где сказочное богатство соседствует с отчаянной нищетой, отличная аллюзия углеводородной империи Путина. Акунин, как всегда, легко и ненавязчиво показывает, как хрупко благосостояние, построенное на хищнической эксплуатации недр, на коррупции и всеобщем нигилизме. И что общество, построенное на таком зыбком фундаменте, впереди ожидают хаос и крушение.

Роман Акунина затрагивает и еще одну щепетильную тему – будущее России роковым образом решается на Кавказе, с его переплетением национальных и религиозных конфликтов, положением фронтира между Европой и Азией. Россия буквально проклята Кавказом и с этим что-то надо делать. Ориентальные штудии Фандорина – это именно такая попытка разобраться в кавказском узле.

К слову, в общественном сознании мало закреплена огромная связь между Кавказом и его ролью в подготовке революции 1917 года, даже многие историки уделяют этому вопросу второстепенное значение. Тут Акунин, как и прежде, выступает новатором поднимая для широкой публики забытые узлы русской истории. Ранее, в «Статском советнике» он рассказал об инспирации революционного движения высшими сановниками империи, в «Алмазной колеснице» о финансировании русской революции японской разведкой. Вводя в широкий оборот эти исторические факты, очищенные от ярлыков «черносотенной пропаганды», которые лепили на них февральские и октябрьские революционеры, прикрывая собственные преступления, в течении десятилетий, Акунин делает большое дело.

Это то чем сильна книга. Теперь о недостатках – слабость нового акунинского опуса, как уже говорилось выше — в выработаннности персонажа. Например, разные восточные штучки из арсенала ниндзя, приходившие на помощь Фандорину в минуты опасности, ранее казавшиеся экзотичной изюминкой, сейчас вызывают только раздражение – Эраст Петрович уже и видит в темноте, и кожей чувствует пули, кажется, ему остается только останавливать их на лету, как Нео из «Матрицы». И так во всем остальном. Даже японский дневник Никки, который ведет сыщик, сразу наводить на унылые мысли о том, что создатель персонажа завел себе жж и «что видит, то и поёт».

И в завершение – очень-очень хочется, чтобы эта книга стала действительно последней в цикле об Эрасте Фандорине. Тот, кто дочитает до конца «Черный город», поймет, о чем я.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 171