Вашему вниманию представлено интервью с лидерами Литературной группировки «СТАН», Константином Скоркиным и Ярославом Минкиным авторства Анны Хвыль.

Интервью вышло на сайте «Украинской сети культуры» в рамках проекта «Культурная карта Луганска».

Книги сожженных людей (концлагерь, Краков, Польша)

Как возникло литературное объединение СТАН? Чем вы занимались раньше?

Константин: Мы по образованию педагоги. Учились в Педагогическом университете имени Тараса Шевченка. Это учреждение  — единственное место, где в Луганске можно получить более-менее приемлемое гуманитарное образование. Поскольку другие учебные заведения ориентированы на нужды промышленного комплекса, именно этот ВУЗ стал такой себе точкой притяжения для местной интеллигенции. Мы поддерживаем отношения и сейчас, СТАН проводит там культурно-образовательные мероприятия – например, показы документального кино по правам человека.

Ярослав: Но мы пришли к деятельности в сфере культуры не через образование. Наше литературное объединение СТАН выросло из неофициальной луганской культуры, городского андеграунда, поэтому в нашей публичной риторике так часто фигурирует слово «подполье». Да, мы считаем себя определенным образом культурным подпольем, которое сейчас «легализировалось». Хотя определенный сантимент к нашей анархической молодости остался.

Ярослав Минкин (первый круглый стол по созданию Культурной карты Луганска)

Сегодня СТАН проводит фестивали искусства, которые формируют топ-события Луганска. А какими были первые акции?

Константин: Начинали мы как достаточно типичное для провинциального города литературное объединение – собирались каждое воскресенье и читали друг другу стихи. Но у нас всегда была идея выхода к общественности, позиция художника-творца в «башне из слоновой кости» нас не устраивала. Хотелось перемен в нашем, на то время скучном, городе.

Ярослав: Это была средина 2000-х годов, период бурных событий в общественной жизни Украины, мы начали делать вещи, которые выбивались из обычного шаблона. Вместо квартирников – открытые общественные акции. Тематика стихов приблизилась к социальной критике. Многие нас не понимали. Старшее поколение писателей из официальных объединений встретило наше появление достаточно враждебно. Потому что они услышали наш главный месидж – наша брутальность и эпатаж – это не обычный бунт «детей» против «родителей», это неприятие всей устаревшей системы культуры в городе.

А в чем состояла ваша альтернатива – какой должна быть актуальная система культуры в Луганске.

Ярослав: Луганску нужно выходить из изоляции. В 2007-м мы привезли сюда Андруховича, Дереша и Жадана. До этого мэтры украинской литературы не приезжали в город. Считалось, что в Луганске нет их читателей. Однако, переполненный зал театра во время выступления и люди, которые сидели в проходах, доказали, что это не так. Луганск тянется к культуре, и к современной украинской культуре в частности.

Константин: Юрий Покальчук помог нам сделать первые шаги в том, чтобы пробить стену равнодушия и отчуждения, которые, к сожалению, существовали в кругах украинской современной литературы по отношению у Луганску.

Константин Скоркин (финальный концерт в рамках проекта АНЕСТЕЗИЯ)

Почему это отчуждение возникло?

Константин: Прежде всего, из-за русскоязычности города. Донбасс – это пограничье, фронтир цивилизаций. Здесь исторически сталкивались и перемешивались разные народы и культуры, а русский язык был действительно языком «межнационального общения». Но этот язык насыщался влиянием других языков, прежде всего украинского. Есть языковая реальность – Луганск – русскоязычный город, и вряд ли при самой мудрой или же наоборот самой брутальной государственной политике оно станет другим в ближайшие десятилетия. Что делать в этой ситуации писателю, который честно пытается эту реальность воссоздать? Ответ для нас очевиден – украинская современная литература может быть русскоязычной, и от этого она не становится «чужой».

 Как функционирует СТАН?

 Ярослав: Мы пытаемся быть открытыми для притока новых людей и идей. СТАН – не закрытая группа для избранных – это живая постоянная тусовка. В нашей институции есть круг людей, которые занимаются административной работой, ведут аналитические исследования культурной жизни, ее тенденций. А есть большой круг друзей, собственно, ради которых работаем, которые посещают наши мероприятия, которые помогают нам, с которыми иногда яро спорим, но всегда соглашаемся в одном – то, что мы делаем вместе, делает жизнь нашего города ярче, а наши жизни — наполненными смысла.

Ярослав Минкин (Первый Форум Разнообразия)

 Одно из направлений вашей деятельности – это школа журналистики. Когда возникла эта идея? Почему, по-вашему мнению, необходимо затрачивать на это усилия?

Константин: Материалы, которые выходили после наших акций в местной прессе поражали нас своим низким уровнем и непрофессионализмом. Сначала мы обижались на журналистов, но потом поняли простую вещь – журналисты просто не владеют достаточными знаниями, чтобы разбираться в тенденциях современного искусства. И если мы знаем больше, то должны поделиться этими знаниями, особенно с журналистской молодежью, которая еще не законсервировалась в своих предпочтениях и нуждается в новых знаниях.

 СТАН знаменит своими общественными акциями. Расскажите про них.

 Константин: «Арт-террористический» захват трамвая 28-го февраля 2008 г. Как известно, во многих европейских городах власть всячески поощряет развитие экологического транспорта, но в нашем случае мэрия поступила наоборот – трамвайные рейки было решено демонтировать. Кроме того, что трамвай – это экологический вид транспорта, он к тому же и социальный. Поэтому решили провести акцию протеста против этого решения власти, «захватив» трамвай и проведя в нем фестиваль современного искусства «ВосСТАНие». Чтобы избежать обвинений в экстремизме, каждый желающий попасть на этот фестиваль должен был оплатить проезд. Трамвай проходил по городу уже под нашими флагами и лозунгами «Трамвай не средство прессования, а простор для творчества», «Мир, Труд, Трамвай». В трамвае были экспонированы работы авангардных художников, рок-группы сквозь перестукивание колес пели свои песни.

 Ярослав: Еще одно массовое мероприятие, которое уже стало традиционным для Луганска – кинофестиваль для юношества «32-е мая», который проводится в ночь с 31-го мая на 1-е июня под открытым небом в одном из городских скверов. Тематика лент, которые демонстрируются в кинотеатре под звездами – молодежь, ее проблемы, отношения с родителями, адаптация в обществе. В репертуаре как киноклассика, так и работы современников, лучшие образцы тематической социальной рекламы, короткий метр луганских авторов. Этот фестиваль стал одной из самых популярных молодежных тусовок в городе.

Константин Скоркин

Что вас подтолкнуло взяться за создание культурной карты? Какие ваши ожидания от проекта?

 

Ярослав: В Луганске не хватает общих площадок для обмена мыслями между людьми искусства, все изолированы в лагунах собственных тусовок или учреждений культуры, мало общаются друг с другом. Собственно, то, что мы преступно мало знаем про жизнь города, было одним из наибольших потрясений, мягко говоря, для нас самих. Столько нового мы узнали во время картирования. Но главный наш враг – это уверенность большинства, что в Луганске не может быть ничего интересного по определению, потому что это нудный, провинциальный город. Разрушить этот стереотип, это, собственно, наша личная цель на сегодняшний день.

 Константин: В настоящее время луганчанам не хватает  консенсусных ценностей, это очень ярко показало анкетирование, где оказалось очень мало событий, явлений или учреждений, которые были бы общепризнанными центрами культурной жизни. Это реальная проблема для города со слабыми культурными традициями, ведь даже устаревшие формы культурной жизни уже не выполняют своих функций. Значит, настало время перемен. Проект «Культурная карта» может и должен стать проводником этих перемен в культурной жизни нашего города.

 

Литературная группировка СТАН (Форум разнообразия)

Для справки:

Культурная карта Луганска – это исследовательский проект, направленный на проведение анализа ситуации и выявление перспективных направлений развития культуры в Луганском регионе. В рамках этого проекта осуществляется анкетирования представителей различных аудиторий и проведение фокус-групп при участии менеджеров культуры из Украины, Европы и Мира.

Среди ожидаемых результатов проекта:

- организация работы между различными аудиториями, принимающими участие в культурном процессе;

- выявление возможностей и потребностей участников культурного процесса;

- разработка рекомендаций для улучшения работы государственных органов в сфере культуры;

- предоставление актуальной информации о существующих субъектах культурной жизни Луганска;

- усиление участия общественности в принятии решений и выработке культурной стратегии Луганска.

Инициатива по созданию культурной карты Луганска реализуется Литературной группировкой «СТАН» (Луганск) совместно с Центром культурного менеджмента (Львов) и ОУНБ имени М.Горького (Луганск) при поддержке Европейского культурного фонда (Амстердам), Луганского областного центра поддержки молодежных инициатив и социальных исследований, Управления по делам семьи, молодежи и спорта Луганской областной госадминистрации.

Эксперты проекта: Eileen Kelly (США, Флорида), Татьяна Кузьменко (США, Вашингтон).

 

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 897