Надежда Поклад – человек, который, несмотря на все сложности в  музыкальной среде Луганска, остается верен своему делу: композитор, штатный органист Римо-католической парафии Рождества Девы Марии города Луганска, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции в городе и заграницей, лауреат международных и всеукраинских конкурсов и фестивалей по композиции… Неиссякаемый потенциал и любовь к своему делу.

В рамках проекта «Культурная карта Луганска» Надежда ответила на вопросы Портала новостей культуры «Давление света» .

«Музыка — душа моя»

Надежда, не могли бы вы рассказать немного о себе: чем сейчас занимаетесь, над чем работаете?

Уроженка Луганска, закончила музыкальное училище как теоретик и композитор. Окончила ЛГИКИ как композитор, сейчас в Киевской консерватории (национальная Академия Музыки Украины им. Чайковского) пишу диссертацию. Пять лет работала в музыкальной школе Луганска преподавателем теоретических дисциплин и композиции, а с 2012 года живу и работаю в Китае также преподавателем фортепиано, ну, плюс ещё творческая и концертная деятельность.

Что в городе вы могли бы выделить как показатель развития музыкальной среды?

Musician

Большое количество интересных и разнообразных музыкальных концертов — показатель развития музыкальной жизни Луганска. Наличие международных фестивалей и конкурсов среди исполнителей тоже немаловажно. Ведь это всё при том, что у нас в городе нет театра, оперы и балета, а ежегодно ЛГИКИ ставит оперу на профессиональном уровне, и есть профессиональные классические композиторы, известные не только в Луганске, а и за рубежом. Это показатель.

А можете назвать конкретных людей, группы, организации, которые занимаются развитием музыкальной стороны культуры Луганска? Кого бы из персоналий вы указали в культурной карте?

Камерный оркестр «Серенада», хор «Альма-матер», молодежный симфонический оркестр ЛГКИ, джаз «Диксиленд».
Евгения Михалева во главе музыкальной жизни Луганска, также Сергей Турнеев, Владимир Московченко – режиссер театра.

И как, по-вашему, луганчанин заинтересован в музыкальном течении, подобном вашему творчеству, творчеству музыкантов, композиторов города?

Луганчанин заинтересован в нашем творчестве, но, конечно же, дискотеки на «Гагарине» пользуются большим спросом. К сожалению, немногие интересуются интеллектуальным искусством.

А как вы думаете, с чем связана незаинтересованность большинства горожан? Как бы можно было привлечь зрителя/слушателя?

Незаинтересованность… Много факторов влияют на это, причем, со всех сторон — и политика, и экономика, и уровень жизни… Падение интеллектуального уровня большинства. Для счастья мало надо, и совсем не обязательно интересоваться чем-то, увлекаться, развивать тезаурус…

Привлечь? Если дать шумное и громкое шоу — привлечь можно, но не в академическом искусстве, которое становиться элитарным… Точнее, уже стало.

А что вы подразумеваете под элитарностью? Каков ваш зритель, Какими качествами в идеале он должен обладать?

Итак, элитарность = избранность. В современном мире очень много музыки, стилей, направлений, манер исполнения и т.д. За это время человечество накопило огромный фонд музыкального искусства, и разрешено всё (например, во время СССР джаз был строго запрещён), поэтому каждый слушатель выбирает то, что ему близко, понятно, и то, что соответствует его тезаурусу, восприятию мира, его мыслям и желанию. Не исключение и современная академическая музыка. Её недостаточно просто слушать — слишком сложно для «просто» слушания. Её надо понимать, чтобы воспринять. Понимать — это значит обладать знаниями об этом искусстве. Как вы понимаете, такие знания просто в школе не даются. Причины и условия таких знаний могут быть различны (специальное музыкальное образование или собственный интерес).
Но каждое музыкальное течение и стиль находит свою публику и своего слушателя. Например, когда вы идёте на концерт джаза, там вы увидите «джазового» слушателя. Готов можно увидеть совершенно на других концертах, девочек-глупышек — скорее всего на концерте дешёвой попсы.
Но, думаю, вы поняли мою мысль: пока хоть кто-то в этом нуждается, будущее будет. Идеального слушателя нам не надо, иначе не будет развития, если всё идеально.

Каково будущее нашего музыкального искусства? Какие перспективы развития? Каким оно может быть в идеале?

Наше музыкальное искусство стремительно развивается. Но развитие должно поддерживаться и другими факторами нашего общества: условия, например, т.е. проведение концертов, приглашение зарубежных музыкантов, проведение конкурсов, фестивалей — это для того, чтобы происходил взаимообмен информацией. Мы видим, как у них, они видят, как у нас. Но а для этого нужны спонсорство и финансы, сами понимаете.

Что бы вы причислили к главным достояниям Луганска? На что обратили бы внимание приезжих и гостей города?

Приезжим я бы показала центр города, старый и новый, сходили бы на концерт в филармонию, посетили выставочный зал. Ну, и всё, наверное. А всё остальное, что можно было бы показать — уже не в Луганске.

Что бы вы предложили нам для размещения на культурной карте города?

На культурной карте обратите внимание на искусство в Луганске, конкретнее — музыкальное искусство. Ведь всё-таки два института культуры и искусств — это большое количество профессиональных музыкальных коллективов, театральных трупп и других составов. Много приезжих профессиональных гастролирующих музыкантов из других стран Европы.

Вы же сейчас в Китае работаете, а почему именно эта страна? Что послужило толчком к вашему отъезду?

Почему Китай? Да потому что оттуда меня пригласили работать, хорошие условия. Вот и поехала. Было бы предложение из другой страны, на хороших условиях — тоже поехала бы. Я же профессию не поменяла — та же педагогика. А языки для меня не проблема, в моём арсенале сейчас шесть языков.

 

 

Для справки:

Культурная карта Луганска – это исследовательский проект, направленный на проведение анализа ситуации и выявление перспективных направлений развития культуры в Луганском регионе. В рамках этого проекта осуществляется анкетирования представителей различных аудиторий и проведение фокус-групп при участии менеджеров культуры из Украины, Европы и Мира.

 

Среди ожидаемых результатов проекта:

-  организация работы между различными аудиториями, принимающими участие в культурном процессе;

- выявление возможностей и потребностей участников культурного процесса;

- разработка рекомендаций для улучшения работы государственных органов в сфере культуры;

- предоставление актуальной информации о существующих субъектах культурной жизни Луганска;

- усиление участия общественности в принятии решений и выработке культурной стратегии Луганска.

 

Инициатива по созданию культурной карты Луганска реализуется Литературной группировкой «СТАН» (Луганск) совместно с Центром культурного менеджмента (Львов) и ОУНБ имени М.Горького (Луганск) при поддержке Европейского культурного фонда (Амстердам), Луганского областного центра поддержки молодежных инициатив и социальных исследований, Управления по делам семьи, молодежи и спорта Луганской областной госадминистрации.

Эксперты проекта: Eileen Kelly (США, Флорида), Татьяна Кузьменко (США, Вашингтон).

 

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 435