Редакция «Давления света» решила задать несколько вопросов отцу-основателю СТАНа Александру Сигиде, по случаю его юбилея. Узнать, что думает он о своем детище по прошествии многих лет, как воспринимает современный культурный процесс в Луганске, какие тенденции его развития он считает важными. По техническим причинам интервью появилось раньше на блоге Сергея Черного, что, впрочем, не имеет никакого значения, поскольку Александр Сигида и его творчество принадлежит народу.

- Много лет Вы пишите эпос Луганщины. Какие объекты Вам удалось нанести на мифологическую карту области, что осталось неохваченным (не придуманным, не воспетым)?

- Около десяти лет я пытаюсь, стараюсь <воспеть> историю родного края. Начиная со сборника <Своя история> обострились разногласия между участниками движения.

Каждому народу присуще своё священное место. Гималаи, Палестина и т.д. — это интересно, но пальмы и баобабы — чудная экзотика, а нам ближе дубы, липы и т.п.

Героическая земля ждёт <своих> героев, таких как Прометей, Геракл, Артур и т.д.

Основные мотивы Русской Идеи — <Природа — Родина — Народ> – ждут своего воплощения. Русский язык — как явление природы — сохраняет в своём составе состояния и события народной жизни.

Благодаря Владимиру Далю — Казаку Луганскому — у нас есть словарь <Живаго Великорусского языка> в котором можно найти всё, что угодно.

<Без эпоса нет этноса>.

Пять лет <отлёживается> 1-я часть эпоса <Великое Переселение Волхвов>, в принципе готовы ещё четыре части:

<Провалы Великого Переселения>, <Тебенёвка>, <Возвращение Богов> и т.д.

Что нас интересует на данной территории? — Пространство и время, история и география. Донецкий Кряж, Луг Донца, реки Северский Донец, Айдар, Лугань, Каменка и другие, поселения — от хутора Сорокино и Краснодонских Стен до Змиевых валов и Бахмутских солеварен. Киммерийские степи, валы, крепости (по Геродоту), скифы, сарматы, готы, гунны, северяне, половцы, лугари, татары, казаки — всех и не перечислишь — все оставили свой след на просторах Луганского Края — и работы здесь — непочатый край.

- Вы сформулировали принцип литературных банд, в которые объединяются писатели. Актуальны ли они сегодня или это романтическое прошлое?

- Напомним основные принципы движения:
1) мракобесие мёртвой литературы агрессивно;

2) дегенеративная литература занимается словоблудием;

3) человек без текста мне не интересен;

4) современная литература слишком демократична;

Если заменить слово <литература> словом <политика>, появляются интересные ассоциации.

Движение бесконечно!

Если переименовать улицу <Советскую> (или — <Совецкую>?) на<Украинскую> — что-нибудь изменится? И тем не менее, если <Слово правит Миром>, то Поэт — за всё в ответе.

- В последнее время художники и поэты в Луганске презентуют своё творчество на базе собственных домов-музеев. Вы были первопроходцем. Открыт ли сейчас Ваш дом-музей для посещений?

- Дом-музей закрыт. Хотя некоторые, особенно одарённые и настойчивые, пробираются через <зияющие высоты>.

Жизненное пространство надо оберегать от вторжения, ибо <непрошеный гость хуже…>. Хотя, с другой стороны, кого здесь только не было! Григорий Половинко, Вадим Блажэнный, Владимир Прокопенко — почти весь СТАН — приятно вспомнить! И — давно пора сделать ремонт…

- Какова судьба бесценного рукописного архива-летописи СТАНа, которую Вы вели на заседаниях лито? Планируете ли Вы издание этих заметок, имеющих большую историческую ценность?

- Архив лежит — никак не доходят руки. Архив-архивом, но люди же — рядом! Раньше мы расшифровывали СТАН — <самые талантливые авторы наши>; сейчас пришло определение — СТАН — это <самостоятельная творческая активность народа>.

Поэзия — настоящее народное творчество, по архивным записям можно восстановить зарождение замыслов и книг.

Луганская школа Поэзии формировалась примерно десять лет. Появились десятки авторов, десятки книг, осталось много рукописных материалов. Ощущается явный дефицит критиков и издателей. Иногда кажется, что школа распадается, но массив текстов вселяет оптимизм.

- Что больше влияет на формирование писателя в Донбассе — природа, степи, курганы или терриконы, шахты, зарево над меткомбинатом?

- Географический детерминизм никто не отменял. Пограничное положение Луганского края — из античности. Граница межу Европой и Азией проходила по Дону. Легендарная Гиперборея тоже не за горами, из этой же песни Лукоморье и Скифия, <Слово о полку Игореве> и так далее. Человек (как личность) формируется в историческом контексте. А собственно писателя формируют Книги, которые он прочитал и которые он пишет.

- Кого бы из современных деятелей культуры Вы принесли в жертву во время языческого ритуала?

- Писатель жертвует, прежде всего, собой; он отдаёт свои силы, средства, здоровье на алтарь творчества. В языческом (народном) ритуале могут участвовать только близкие по духу люди. Благородные добровольцы пишут прекрасные книги, ибо каждая книга, если она, действительно, Книга — это бомба. Периодически проявляется <библейский кризис>. В <тёмном>средневековье это было <Возрождение> античности, позже — интерес к Китаю, Индии, Японии, восточному ориентализму. XIX век охарактеризовался интересом к славянской, кельтской, германской мифологии. Скоро ли наступит <черёд Русского Ренессанса>?

- Нынешняя активность казачества в культурной жизни (размахивая при этом нагайкой) вызывает у Вас одобрение или негодование?

- Феномен современного казачества (или — козачества?) я бы определил двумя терминами — высокомерие и жадность. Войсковая верхушка существует в своём<комфортном> мирке, среднее звено получает звания, ордена-медали (за что?!), а <на местах> процветает безработица и преступность. Какое это имеет отношение к культурной жизни? Никакого.

С 2009 года мёртвым грузом лежит второй номер журнала <Северcкий Донец>;члены редколлегии неоднократно обращались к властям всех уровней, но никто не может (или не хочет) выделить хотя бы 5 тысяч гривен на издание этого литературно-художественного альманаха. Возможно, что-то где-то происходит, но это так далеко…

Хотя, вспомнил. Однажды моего товарища-журналиста попросили написать статью-репортаж о визите очередного <высокого> гостя и пообещали расплатиться… фуражкой. Вот такие <культурные> дела.

Остаточное финансирование культуры в государстве — это деградация самих институтов государственного управления, гибель, в итоге, души народа, а после — и самого государства.

- Самое главное открытие, сделанное Вами в культурной жизни Луганской области за последний год?

- 2012 год порадовал новыми книгами Вадима Блажэнного и Сергея Жадана. Всегда интересно творчество Василя Старуна и Василя Голобородько. Во времена Интернета и открытых границ негоже замыкаться на культурной жизни Луганщины. Рядом — в Макеевке — Вячеслав Пасенюк. Всегда интересны писатели, которые мыслят книгами. Осенью на фестивале <Шорох> в Симферополе я познакомился с поэтом из Новосибирска Юрием Татаренко — наш человек!

В 2012 году я открыл для себя <пражскую> школу украинской поэзии и варшавскую группу <ТАНК>. <Поэты Сопротивления>, далёкие по языку, но близкие по духу помогают понять сложившуюся ситуацию. Назрел вопрос о взаимосвязи российской, русской и украинкой литературы.

В 2012 году начал свою работу проект <Территория слова>, который всегда открыт для сотрудничества, вопросов и предложений. В издательстве <Шико>сейчас готовится к изданию вторая Большая книга поэзии <Искусство составлять букеты>, сейчас семи авторов: С.Бледнова, Л.Гонтаревой, А.Грибанова, В.Пасенюка, А.Сигиды, Г.Сусуева и С.Чёрного.

- Легко ли быть отцом-основателем СТАНа? Что это значит для Вас?

- Отцом быть всегда непросто. Я ощущаю себя между Президентом Украинской Духовной Республики Олесем Бердником и Папой Римским Бенедиктом XVI —шучу.

А если серьёзно, то СТАН — это творческое состояние души, которое или есть или его нет.

24 февраля 2013 года в <Светлице> было настоящее станичное собрание. Были: Л.Гонтарева (по телефону), В.Блажэнный (по телефону), Г.Сусуев, А.Хубетов, А.Косогов, Б.Жаров, Н.Гринчукова, А.Мартыненко, С.Бледнов, А.Грибанов, Е.Заславская, Я.Минкин, К.Скоркин (по вопросам), С.Чёрный, В.Сурненко, А.Сигида (оба), Н.Петрова, А.Ворожейкин, <свадебный есаул> В.Прокопенко и другие. У каждого из этих авторов есть сильные и слабые стороны, с каждым можно провести творческие встречи, составить творческие портреты, наконец, книги их издавать.

- Назовите главный положительный и главный негативный миф о Луганске.

- Луганский миф — и положительный, и отрицательный одновременно — состоит в том, что именно Луганск является одним из основных культурных центров Украины. На небольшом пространстве мы можем легко найти 50-100 активно работающих достойных авторов. Выходят книги, проводятся встречи, но нет единой культурной картины (карты?).

Ещё один досадный миф — о провинциальности Луганской литературы. Могу ответственно заявить — Луганская школа Поэзии, а ещё поддержанная влившимися в её ряды В.Пасенюком и С.Чёрным — одна из самых сильных на постсоветском пространстве. Благодаря деятельности СТАНа, <cтаничниками>себя ощущают интересные и талантливые авторы из других регионов Украины и зарубежья.

Чего не хватает?

Повторюсь:

- почти нет литературоведческой критики, нет анализа текстов, нет ощущения традиции;

- и последнее — нет продуманной издательской политики; денежные потоки проходят мимо культурной жизни.

Где Вы, Третьяковы, Строгановы, Дягилевы? 

Атамановка, 25 февраля 2013 года

Вопросы подготовил Константин Скоркин

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 499