Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр представил первую в этом сезоне премьеру. Приглашенная из Херсона постановочная группа во главе с режиссером Сергеем Павлюком выбрала для воплощения на луганской сцене «Марусю Чурай»  Лины Костенко, историю девушки, преданной своим возлюбленным и осужденной за его убийство.

В программке жанр спектакля обозначен как «містерія понівеченої душі»,  что соответствует и главной теме, и пасмурному настроению, царящему на подмостках. Хотя основное внимание в спектакле сосредоточено на судьбе и душевных терзаниях осужденной на казнь Маруси, все события разворачиваются на фоне постоянной угрозы, нависшей над Украиной со стороны Речи Посполитой. Польское войско представлено в премьере двумя крылатыми гусарами. Тяжелая атмосфера достигается и сценическим, и музыкальным оформлением. Сценограф и костюмер Ольга Гоноболина выбрала мрачные полутона и полутени, почти все время приглушенное освещение. Музыка в стиле этно-хаос — экспрессивная, энергетическая, но даже в веселых песнях — какой-то надрыв.

Спектакль насыщен символикой – пересыпающийся песок, льющаяся вода, катящееся колесо, рассыпанные яблоки…  Все уходит, забывается, часто важное остается погребено под бременем быта и «смерть повсюди, а життя одне»… Время в постановке движется не линейно, прошлое перемешивается с настоящим и будущим. Благодаря такой композиции спектакль смотрится с интересом, несмотря на практически полное отсутствие действия. Остается какая-то тайна и недоговоренность, по крайней мере, для тех, кто не читал или уже забыл Лину Костенко.

В премьере много хороших актерских работ, несмотря на то, что большинство из них эпизодические. Даже главная героиня Маруся (Наталья Недоступ) теряется на фоне массовых хоровых и танцевальных номеров (балетмейстер Юрий Бусс, хормейстер Ружена Рублёва), в которых задействованы не только артисты балета, но и вся театральная труппа. Именно они, представляя собой украинский народ, становятся центральным образом постановки.

Среди наиболее успешных работ стоит отметить Александра Редю в роли Гриця, славного вояки-казака, погубленного под тяжестью быта; Андрея Согоконя в роли Ивана Искры, до конца преданного своей возлюбленной Марусе. Ирине Осламенко и Наталье Коваль удались образы сварливой Бобренчихи и убитой горем Чураихи. Да и вовсе третьестепенные роли свидетелей на суде в исполнении Олеси Забелиной, Дмитрия Гнутова и Сергея Козыря получились запоминающимися. Нельзя позабыть и маленькую Викторию Бордюгову, сыгравшую Марусю в детстве. Все гармоничны, все на своих местах.

Так премьера «Маруси Чурай» увенчалась успехом, благодаря ладному сочетанию всех составляющих, что делают хороший спектакль. И не в последнюю очередь благодаря удивительной лирике Лины Костенко, которую так и хочется разобрать на цитаты.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 574