Владимир Сорокин «Теллурия». М., Corpus, 2013

Термин «новое средневековье» был запущен с легкой руки русского философа Николая Бердяева. «Все привычные категории мысли и формы жизни самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего», — писал он в одноименном эссе.

В современной публицистике «новое средневековье» несет на себе обычно негативную коннотацию. Вот, мол, к чему мы придем, если все ЭТО будет продолжаться.

Владимир Сорокин в новом романе «Теллурия» возвращается к идеалистическому бердяевскому толкованию века грядущего. Новое средневековье в его изображении – это скорее утопия. Он с удовольствием описывает переплетение логосов и дискурсов разноцветного одеяла Европы будущего. Автор дает права голоса всем – от православных коммунистов до геев-сибаритов, от зооморфов до мыслящих пенисов. Каждая глава представляет отдельный осколок витража – типично средневекового вида искусства.

Сорокин убежден, что надо отпустить грехи старому миру и подставить голову под гвоздь счастья нового мира. Технический прогресс ведет к архаизации и упрощению мира, с этим стоит смириться. Мир снова ужимается, до микрокосма одного человека, живущего в маленьком мирке. Глобализация переворачивается через голову и ведет к сужению пространства, информационный вал становится белым шумом. Твиттер уживается с шариатом легче, чем мы могли об этом подумать. Все тот же Бердяев писал: «Сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро окончательно выявится магический характер техники».

Герои романа – это персонажи средневекового карнавала, который никогда не заканчивается. Постмодерн воспринимавшийся, как взлом старых иерархий, сам становится формой и новой иерархией.

«Люди снова обрели чувство вещи, стали есть здоровую пищу, пересели на лошадей. Генная инженерия помогает человеку почувствовать свой истинный размер. Человек вернул себе веру в трансцендентальное. Вернул чувство времени. Мы больше никуда не торопимся», — говорит один из героев романа.

Конец истории становится лишь бесконечным прологом.

И в завершении о плохом – Сорокин не удержался и ответил на выпад Пелевина в «Бэтмане Аполло». Эту главу можно спокойно пропускать.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 425