Как бросить должность коммерческого директора ради искусства? Как сесть на студенческую скамью, уже имея престижную работу и двух взрослых дочерей? Бывший экономист, а теперь фотохудожник Людмила Суворова, чья выставка  «Приветствуя весну» открылась в Луганске на прошлой неделе, рассказала о своем интересном творческом пути.

 

Людмила Суворова

— Слышала, что вы родились в Литве. Скажите, как оказались в Луганске?

— От Литвы до Луганска – долгий путь. У меня папа военнослужащий, сначала мы жили в Прибалтике, потом переехали в ГДР, где прожили 7 лет, а в 1971 г. мы переехали в Луганск. С этого времени я – житель Луганска, и я считаю себя луганчанкой и патриоткой своего края, хотя я и не родилась здесь.

 

— Первое образование у вас экономическое. Как вы пришли к фотографии?

— Да, в1982 г. я закончила экономический факультет луганского машинститута. Но, как и многие в советское время, я увлекалась фотографией. Ведь тогда каждая семья была в состоянии приобрести хороший фотоаппарат. Детей с мужем спать положим, закрываемся в ванной или на кухне – и начинаем колдовать. Потихоньку я продолжала фотографировать. И помню, в2000 г. мы с детьми поехали в Коктебель, мое любимое место отдыха в Крыму. Если кто был в этой местности, то знает, что там есть мыс Хамелеон, который в течение дня может менять свою окраску в зависимости от высоты солнца. Я рано утром встала, сфотографировала, проявила пленку, получила фотографии. Глянула на свои снимки и подумала: «Прямо как в глянцевых журналах». И решила: все, значит, это – мое.

 

В2003 г. по луганскому телевидению была передача, где выступал Леонид Максимович Филь, декан факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства ЛГАКИ. Он рассказал, что теперь художественной фотографии можно обучаться здесь, в Луганске, т.к. по инициативе ректора ЛГАКИ Валерия Филиппова, на базе колледжа была организована специальность «Художественная фотография». Меня это заинтересовало, и мой внутренний голос подсказал, что я должна пойти учиться. Через знакомых достала телефон Филя, позвонила ему, пришла на собеседование, такая бизнес-леди в деловом костюме. Он на меня смотрит и говорит: «Вы что хотите пойти учиться?» Я говорю: «Да». Я хотела учиться заочно, но оказалось, что заочного отделения нет. Но мне очень этого хотелось, и мне повезло, что у меня был демократичный начальник, который пошел мне навстречу. До обеда я приходила в колледж на занятия, а после обеда убегала на фирму.

 

— Как вы на это решились, ведь у вас была работа, семья?

— Да, у меня за плечами высшее экономическое образование, должность коммерческого директора, две взрослые дочери. Тем более, мне было тяжело, потому что я человек цифр, я была бухгалтером, экономистом. Поэтому перейти в творчество было сложно.

Но я услышала свой внутренний голос, почувствовала, что это мое. Хочу сказать, что на тот момент я уже созрела как творческая личность, потому что нужно было накопить в душе столько всего положительного, красивого, чтобы понять, что нужно менять что-то в своей жизни, идти в другую сторону, заняться полезной, прекрасной специальностью, которая приносит и деньги, и удовольствие.

 

— А первая специальность удовольствия вам не приносила?

— Приносила, но, наверное, я уже выросла из «штаников» коммерческого директора, я 15 лет была на этой должности, мне уже это было скучно, хотелось дальше развиваться. Когда я анализирую, то понимаю, что сейчас я уже совсем не та, которой была 20-30 лет назад, я уже совершенно другой человек, со своим видением. Бывает, молодой фотограф говорит, что он состоявшаяся личность, но в молодости сложно так заявлять. Чтобы быть состоявшимся фотографом, мастером, маэстро – за плечами должен быть жизненный опыт.

 

— Легко находили язык с одногруппниками?

— Мои одногруппники были младше моей старшей дочери, и, конечно, поначалу я комплексовала, мне приходилось все свои деловые костюмы отложить в шкаф, облачиться в джинсы, футболки. Сложно было, мне пришлось через себя переступить.

 

Так получилось, что у нас в один год в семье было три студента. У меня даже есть один снимок: три наших студенческих билета. Младшая дочь поступила в колледж на музыкальное отделение, старшая училась в ЛНУ, а мама – в художественном колледже. Папе нашему приходилось помогать искать всем рефераты.

— Как вы стали преподавателем?

— Когда я защищала дипломную работу, мне предложили преподавать, я стала совмещать работу в фирме и преподавание. Потом в один момент я поняла, что я уже выросла из роли коммерческого директора, мне это было уже неинтересно, я уволилась и перешла сюда на полную ставку.

 

— Как вам далась преподавательская деятельность? Ведь это тоже совсем другая сфера.

— Я помню, что еще в детстве, когда мы жили в Германии, на общей кухне собирались дети из разных семей, и я как старшая обучала их школе. Мне это всегда было интересно. И скорей всего, к тому времени, когда я стала преподавателем, я уже была состоявшейся личностью. Мне было не тяжело совмещать роль коммерческого директора, мамы, жены и преподавателя. Хочу отметить, что у всех преподавателей колледжа авторские программы. А еще и дети сейчас «термоядерные»: у них Интернет, современные фильмы, они опережают нас, взрослых, поэтому раз в 2-3 года приходится программу пересматривать, какие-то новые веяния искать, вот мне приходится торчать ночью в Интернете, смотреть что-то интересное, искать примеры. Мне стыдно, если мне дети скажут, что я чего-то не знаю. Поэтому меня все дети любят – от 1 и до 4 курса. Я с ними на равных, как с коллегами. Я так к ним и обращаюсь: «коллеги». А своим ученицам говорю: «Вы, мои будущие фотографини». Это красиво. Как меня Леонид Максимович назвал «первой фотографиней Луганска».

 

Отмечу, что на колледже мое образование не закончилось. Я еще закончила специальность «Операторское и фотомастерство» в ЛГАКИ, а потом магистратуру «Педагогика высшей школы». Я с экономики, с цифр полностью перешла на педагогику.

 

— Не скучаете по цифрам?

— Нет, но зато мне легко отчет какой-нибудь сделать, если мои коллеги буксуют из-за количества отчетности, то мне это легко. Цифры мне не мешают, а только помогают. Мне легко сделать геометрическое построение кадра, линейный ритм рисунка. Цифры есть и в фотографии, хотя мы их не видим. И не только эти знания мне пригодились. Я дочь метеоролога, у меня папа был начальник метеослужбы полка. Я детям говорю: вот идет смещение холодного и теплого фронтов, значит, у нас будет хорошая облачность и закаты красивые. Фотограф должен еще быть хорошим психологом, но и метеорологом, и спортсменом, когда надо в горы подниматься, идти впереди экскурсии, снимать их.

 

— Фотография в наше время стала хорошим способом заработка: свадьбы, корпоративы, фотосессии… Как вы к этому относитесь?

— Да, я снимаю и свадьбы тоже, делаю женские портфолио. Даже есть хорошее киношное портфолио артиста русского театра. Мне некогда пиариться, у меня то учеба, то новая программа, то хочется поснимать. Но если есть какие-то коммерческие проекты, то я от них не отказываюсь. А так у меня есть студия своя собственная дома. Особенно интересно делать портфолио взрослым женщинам. У меня дома и шляпки, и перчатки, и мундштуки и т.д. И когда они облачаются во всю эту женскую красоту, настолько они красивые и чистые становятся. И потом звонят и благодарят. Мужья их видят такими, как они дома ходят — в халате или в джинсах. А тут он смотрит на свою любимую на снимке: у нее и стан, и поворот, и шейка, и все. А свадьбы я так снимаю, как мне хотелось бы, чтобы моих детей сняли. Я скрупулезно подхожу к этому делу.

 

— Вы до сих пор занимаетесь аналоговой фотографией. Какая вам ближе традиционная или цифровая фотография?

— Вы знаете, я очень тяжело и долго переходила с аналоговой фотографии на цифровую. Если в аналоговой я экспозицию знала, куда нужно поставить выдержку и диафрагму, и какой будет рисунок. А теперь я перешла на цифровую, но все равно она требует дополнительной компьютерной обработки. Еще аналоговая пленка интересна для съемки портретов. Мы должны своего портретируемого так разговорить, так расположить, чтобы приоткрыть его внутренний мир. Я вообще считаю, что фотоаппарат – это как машина времени: то, что мы сфотографировали минуту назад, уже умерло и больше не повториться. Но благодаря фотографии мы это прошлое переносим в настоящее. О фотографии можно долго философствовать, это такой мир увлечения.

 

— У вас было много персональных выставок, в том числе в Канаде. Расскажите о них.

— У меня был интересный проект, который актуален в нашей нынешней ситуации в стране. Украина – она разная. Но украинская диаспора в Канаде видит только правобережную Украину. И вот мне так хотелось им показать, какой прекрасный Восток Украины, какой прекрасный Юг и Крым, наша Слобожанщина с ее жемчужиной – Святогорском. У нас существуют свои «египетские пирамиды» в виде терриконов и шахт. Их только нужно красиво показать. Я работала  специально над этим проектом, ездила в Харьков, Крым, Одессу. И отвезла свои работы в Канаду, в провинцию Альберта, где живет украинская диаспора. Когда я им показала другую Украину, они были потрясены.

 

А так в основном выставки проходят в Луганске. Выставку можно сделать, но это все хлопотно и денежно. Я знаю, что есть члены Союза фотохудожников, у которых ни одной персональной выставки не было. Но нельзя быть хорошим фотографом и не выставлять свои работы. Во время таких выставок ты свою душу оголяешь. Мне было приятно, когда во время выставки мои коллеги, живописцы, скульпторы, ко мне подходили и говорили: «А мы не знали, что вы такие классические портреты делаете, это на вас так непохоже, спасибо большое». Между коллегами должно быть какое-то общение. Ты себя показал, чтобы тебе сказали «плохо» или «хорошо». Когда тебе говорят «плохо», это еще лучше. Ты задумываешься, почему плохо, начинаешь копаться в себе, искать. Критика – это повод для твоего роста.

 

Выставка Людмилы Суворовой продлится до 21 марта (ЛГАКИ, Красная площадь, 7, I этаж, холл).

 

 

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 166