«Потомственный шаман», гуру творческого объединения СТАН, а заодно и абсолютный победитель первого луганского слэма поэт Александр СИГИДА поделился своими впечатлениями и планами на будущее.

-Саша, каковы твои впечатления от участия в слэме?

 

-Я еще лет пять назад предлагал: давайте проводить поэтические турниры, тогда еще никаких слэмов не было и в помине. Но видимо, люди еще не были готовы.

Сейчас время пришло. И свою заинтересованность в происходящем народ выражал двумя способами: либо непосредственным участием, либо прямым голосованием.

Лично мне очень понравилось голосовать: когда я поднимал руку вверх, я явно и зримо выражал свое мнение (даже если это кому-то не нравилось).

Я за то, чтобы оспаривать первенство в открытом соперничестве, когда лучшего определяет зал, а не жюри, потому что в противном случае всегда хочется спросить: «А судьи кто»?

-В этот раз судьями был зрители. Что это была за публика?

 

-Так получилось, что в зрительном зале не было случайных людей и хорошо, что поэтический народ из Киева, Днепропетровска, Запорожья, Днепродзержинска, Крыма и Донбасса проявил волю и творческое безобразие обрело живость и непредсказуемость.

Книги наши, издаваемые мизерными тиражами, читают 100 человек, 200 человек, а на слэме в зале присутствуют иногда больше 100 людей и реакция – мгновенная. И потом, знаете, как говорят – потребитель всегда прав.

-Что желает видеть потребитель?

 

-Прежде всего качественный продукт. Добыть уголь, испечь хлеб могут все, а произвести качественный продукт в искусстве не каждому дано. Если же человек может его подать, то это вообще редкость.

В этом году мы постарались охватить как можно большую аудиторию, так сказать воздействовали по трем направлениям: издали книгу, презентовали сайт и провели слэм. И я хочу подчеркнуть, что литфестиваль мы проводили без спонсорской поддержки и никто кроме наших постоянных меценатов (нас самих же) не помог нам с изданием книги «Давление света».

-Саша, как ты прокомментируешь, судебную тяжбу между МСПУ (Межрегиональный союз писателей Украины) и НСПУ (Национальный союз писателей Украины) о выделении из облбюджета финансов на издание альманаха луганских писателей?

-Подобная ситуация говорит лишь о том, что идет разговор о деньгах, разговора о творчестве нет. МСПУ хотя бы издает сборник «Свой вариант», Национальная спилка просто ничего не делает. А СТАН уже выпустил 15 книг, мы сами себя сделали, без всякой поддержки. Если же поэты судятся из-за денег, то мне их просто жалко, и я могу сказать открыто, что они просто творческие импотенты.

-Не будем говорить о деньгах. Каковы творческие планы на будущее?

 

-У ТО СТАН есть качественный продукт, который мы может экспортировать. Возможно, мы разработаем театральную программу и будем с ней гастролировать по городам.

-Есть опыт?

 

-Мы проехали всю Украину и можем сказать, что Луганск достойно выглядит.

Когда мы выступали во Львове, первая реакция публики была враждебной и настороженной: «А, ви зі Сходу….», но после нашего литературного шоу зрители подходили, благодарил и отмечали, что выступление львовян на фоне нашего смотрелось блекло, мол они не подготовились, но разве мы готовились? У нас каждый готов изначально. Пусть мы 2 года притирались, но сейчас мы можем устроить литературное шоу без подготовки.

Кстати, в ближайшее время мы намерены выступить на международном фестивале «Киевские лавры».

-Не кажется ли тебе, что лавры в слэме достаются не столько тому, чьи тексты лучше, а тому, кто может их преподнести?

-Давайте смотреть на это явление шире. Человек должен быть и автором и исполнителем. Можно конечно быть «кабинетным» поэтом, но если вы не можете донести свое слово, в какой угодно форме, в форме слэма, в форме книг, в форме акций протеста или творческих вечеров, то это плохо.

И потом, уровень участников растет, уже человек подумает: что я мог сказать зрителям, и стоит ли принимать участие в слэме.

И если ранее поэт кричал в открытую форточку в никуда, то теперь он кричит и есть те, кто прислушиваются. Уже есть целевая аудитория.

-Ты считаешь, что люди стали больше интересоваться культурными событиями?

 

Народ начинает интересоваться культурой. А культура, это своеобразное приобщение к узнаванию. Человек в состоянии снова воспринимать знаки и символы, которыми изначально пронизано литературное пространство и время.

Нормальный человек хочет внести себя в традицию. А ведь есть традиция музыкальная, театральная, литературная.

За 15 лет должно было что-то произойти. Если есть процесс, назовем его обретением независимости, и если мы этот процесс проживаем, то доложен быть и результат. А литература и в частности поэзия, это наиболее определяющие формы происходящего.

Слова наиболее удобный инструмент для объяснения процессов происходящих в мире. И теперь настал момент, когда мы не только берем у мира, но можем и давать.

-И все-таки, в чем уникальность слэма, как культурного явления?

 

Слэм я рассматриваю как своеобразный открытый конкурс, — это живое общение, живая реакция зала.

Если мы будем рассматривать слэм, как новое направление в творческих взаимоотношениях, то свободный слэм может стать проявлением наглядного соперничества.

Можно принять слэм как яркий элемент карнавальной культуры, когда можно все что угодно или можно даже то что нельзя.

Елена Заславская, для «Вечернего Луганска»

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 188