Виктор Смирнов

Уже не в первый раз встречаюсь с позицией, в России было два народа и две культуры. Одни, это всякая варяжско-татарско-немецкая смесь – угнетатели, и крестьяне – русские. А следовательно и русской культуры нет, ибо вся культура дворянская, т.е. не русская.

А ведь при взгляде на историческую реальность в сравнении с иными странами и народами должно сложиться обратное представление.

Например, быт дворянского и в большой доле даже боярского сословия в московскую эпоху ничем не отличался от простонародного за исключением несколько большего богатства. Т.е. ели то же самое, только больше, одежды были такие же, только лучших тканей. Дома были теми же деревянными избами, только больших размеров.

Как раз вот такое народное единство поражает на фоне европейской истории. Средневековая европейская повседневность блестяще описана Броделем. Типы питания, блюда были полностью отличны у благородных и простонародья. Именно тогда у французов зарождается «изящная» кулинария, которая нам явилась только с реформами Петра. Как отдельный, особый тип питания благородного сословия.

Одежды феодалов и крестьян отличались не только качеством тканей, а покроем, вообще внешним видом. Как будто феодалы и крестьяне – разные народы. Феодалы жили в каменных замках, а крестьяне в полуземлянках, крытых дерном (во всяком случае, на севере Франции).

Или вспомним римскую империю. Отличие города и деревни там тоже было крайне велико. Вся городская демократия, термы, тоги и т.д. не имели никакого отношения к деревенским, коих называли паганусами (деревенщина от слова паг – деревня). Называли с таким презрением, что в наш язык перешло слово – поганый. А ведь этих деревенских, нищих, голодающих и т.д. было в империи гораздо больше, чем городских.

Ну, Бог с ней с московской эпохой. Утвержден миф, что в послепетровские времена благородное сословие в России даже язык другой имела, французский, и тем отдалилась от народа. Это именно миф!

Дело в том, что на французском говорило не дворянство, а только высшая аристократия, количественно незначительная. Основная масса поместного дворянства на иностранных языках говорила нехорошо, с  трудом и в быту пользовалась именно русским языком. Вы можете вспомнить и из литературы. Ведь Толстой в «Войне и мире» описывает высший свет, а как дело касается обычного армейского офицера, тот говорит по-французски плохо, с трудом. А его же севастопольские рассказы?

Или возьмите Гоголя, «Мертвые души». Представляете его героев, излагающих на французском? Коробочку, например. Да и быт их гораздо меньше ушел от крестьянского (хотя и более чем в московскую пору), чем быт европейских высших сословий. Был я в именье Пушкина в Пушкинских горах. Конечно, ремонтируемое и почитай – новодел, но подобное тому, что было у самого Пушкина. Изба избою. Или припомните деревенский быт Обломова!

Не стоит забывать значимый фактор, который присутствовал в России, и чего не было в европах. Во Франции, например, благородное сословие полностью отделилось от простонародья еще в 12 веке. Т.е. сменить сословие стало невозможным. Только в Новое время появляется другой социальный лифт в виде появления «дворянства мантии», которое, конечно, рекрутировалось не из крестьян, а из буржуа.

Иначе в России. В эпоху московского царства вертикальное движение было очень интенсивным. Только Иван Грозный трижды своим указами массово переводил боярских боевых холопов в дворяне-помещики, верстая поместьями. Вывод заслуженного боевого холопа в дети боярские был делом обычным. Было и обратное движение, когда дворяне, не имевшие возможности служить, лишались поместий и «уходили» в народ.

Впрочем, и в послепетровские времена положение не сильно изменилось. Около четверти всего русского офицерского корпуса составляли выслужившиеся из солдат, а значит из крестьян. И с первым офицерским чином они получали личное дворянство. Их дети соответственно уже шли в военные (кадетские) корпуса на казенный кошт, и с личного дворянства начинали.  Вспомните образ Максим Максимыча из «Героя нашего времени». Вот он точно либо сам из солдат выслужил, либо сын такого.

Такого слабого межсословного барьера нигде тогда не было.

Но так как же можно говорить о том, что де были разные культуры? Значит, в Европе так же не было французской, немецкой или английской культур, ибо отличность и замкнутость высшего сословия там была на порядок выше, чем в России.

Потому я полагаю, что стоит говорить лишь о сословных субкультурах в рамках русской культуры.

smirnoff_v

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 090