Сюжет этой книги — история 13-летнего несчастливого супружества, расказанная мужем. Сразу ясно, как расставлены акценты. По-видимому, неизбежно сходство со «Словом безумца в свою защиту» Стриндберга.

Оба романа построены как рассказ от первого лица, название книги «Слово безумца в свою защиту» перекликается с рассуждениями Стивена Уилбека у Уэллса — он постоянно говорит о суде, Долорес против Стивена, он пытается всё изложить честно, разобраться, кто прав в его деле. Оба героя женились после тридцати, инициатива в обоих случаях принадлежала женщинам. Есть и прямые сюжетные переклички, например, обе дамы любят собак, которых мужья не выносят. Наши герои служат искусству — у Стриндберга это писатель, у Уэллса — издатель, оба талантливы, полны великих замыслов и способны воплотить их в жизнь, если бы не несчастный брак. Невыносимую Долорес её муж всё же признаёт обычной средней женщиной, в то время как Стриндберг изображает свою супругу как исключение, необыкновенный случай, что всё же более лестно для прекрасных дам.
Есть сходство и в настроении книги. Поначалу я была на стороне рассказчика, но постепенно понимаешь, что теми же правильными рассуждениями и пламенными призывами к сочувствию он оправдывает  все более некрасивые свои поступки.

Что касается мира идей, которые поддерживает герой, тот тут Уэллс на удивление современен. Вот только некоторые из дорогих ему мыслей.
Человечество состоит из нескольких видов, граница не связана с расой, национальностью и полом. Один из этих видов есть собственно человек, остальные — замаскированые под человека человекообразные животные. Стивен придумал это, попивая бренди бессонной ночью, Диденко, опираясь на Поршнева, утверждает эту мысль всерьёз.

В новых условиях (урбанизация, технический прогресс, изменение ритма и стиля жизни) человек будет созревать где-то к сорока годам, не раньше.

Современный человек как новый номад — привет Секацкому, обширная тема. Правда, Уэллса интересует в первую очередь внешний план, жить в одном месте, работать в другом, путешествовать по всему миру, не имея постоянного дома, но, полагаю, метафизические последствия не заставят себя ждать.

Прекрасный новый мир по Уэллсу:
«Постепенно мы все лучше научимся вылавливать и уничтожать потенциальных диктаторов и тому подобных вредителей. Все меньше будет им благоприятствовать общая умственная атмосфера. Здравый смысл приказывает уничтожить их. И здравый смысл их уничтожит. Лучше устроить диктаторам кровавую баню, чем позволить, чтобы хоть один ребенок погиб от бомбы.»

В конце книги Стивен приходит к выводу, что единственно возможное для него мировоззрение это стоический агностицизм — делать лишь то, что ты считаешь правильным, иных ориентиров нет. Это верно, но при таком подходе нельзя гарантировать наступление светлого будущего, когда разум победит и все шарлатаны исчезнут сами собой, а эту свою надежду автор очень хотел бы видеть осуществленной. На самом деле для тех, кто хочет переделать мир, нужна внешняя опора. Уэллс хотя бы достаточно честен, чтобы не протаскивать это последнее основание неявно, но совсем отказаться от своих прогрессистских надежд ему не под силу.

В наше время, когда многие надежды Уэллса осуществились, а многие другие видятся совсем в другом свете, эта книга может быть прочтена совсем иначе, чем она задумывалась, и это будет интересно.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 2 364