елтышевыКнига Романа Сенчина «Елтышевы» по сюжету – история медленного распада и гибели одной современной российской семьи, а по содержанию — «книга Иова за минусом Бога». Я сначала хотел написать, что «Елтышевы» — книга «атеистичная» или «безбожная», только вот эти прилагательные обычно ассоциируются с богоборчеством, с вызовом Небесам, с революцией против традиционного мировоззрения, и вообще – «атеизм невозможен без теизма», а в «Елтышевах» как раз ни атеизма, ни богоборчества нет, там Бога вообще нет, и даже следа от Него нет, и нет даже той пустоты на месте Бога, которая мучала Ницше. В пространстве «Елтышевых» Бог не просто умер и похоронен, Он давно и прочно забыт, остался от Него лишь склеп в виде церкви, да и та упоминается пару раз, вскользь.

Что будет, если в истории Иова оставить только первые две главы, если убрать жалобы Иова, пришедших к нему друзей, и, конечно же, Божье вмешательство? Останется история о том как жил один человек, не тужил, а потом как на него повалились несчастья одни за другим… и все – конец истории. Вот это и есть собственно «Елтышевы». Единственное отличие – то, что в книге Иова изложено в двух главах, в «Елтышевых» разлито на сколько-то там много страниц. Процесс гибели начинается медленно – глава семьи лишается работы, у семьи забирают ведомственную жилплощадь, они переезжают в деревню, пытаются как-то наладить жизнь. Там они постепенно погружаются в деревенское болото со всеобщим развалом, пьянством, бедностью… С каждым годом их жизнь становится хуже, от главы к главе нарастает безнадежность, серость, усталость, на героев обрушиваются новые беды и несчастья. И при этом никто из них не вопрошает в гневе небеса, никто не обвиняет Бога в несправедливости, не пытается понять почему с ними это происходит, за что, нет, все только разводят руками. Shit happens – этим выражением исчерпывается и философия, и метафизика романа, да и, пожалуй, все его содержание.

Зато после прочтения «Елтышевых»мне стало немного понятнее, почему книга Иова в последней главе неожиданно выходит на хеппи-энд. Бог возрождает Иова и вновь делает его успешным не для того, чтобы восстановить справедливость, а чтобы показать – пока ты думаешь о Боге, даже если только чтобы спросить с укоризной Его «за что?», у тебя еще есть надежда на возрождение. А «Елтышевы» — они о том, что если Бога в тебе и вокруг тебя нет и не было никогда, то достаточно один раз оступиться и все – полетел вниз и не остановишься.

А если шире брать, то «Елтышевы» — они же ведь не об одной отдельной семье, а обо всей России… но об этом думать даже и не хочется. Так что не буду об этом.

танкист или белый тигрДа, и еще по поводу современной «безбожной» (или, может, правильнее «нульбожной»?) прозы. Прочитав «Елтышевых», я вспомнл, как пару лет тому назад прогремела книга «Танкист, или Белый тигр» И. Бояшева. Герой этой книги – обоженный советский танкист, который с неукротимой яростью разыскивает своего противника — таинственного, мистического, непобедимого Белого Тигра. Точно так же как и «Елтышевы», это пересказ на новый лад старого текста, «Моби Дика» Мелвилла, и в нем наблюдается та же картина – при внешнем сохранении сюжета из текста полностью выпарилась метафизическая часть. Да и то что осталось из противостояния «перста Божьего» (Белый Кит) и «перста человеческого» (капитан Ахав) превратилось в противостояние воплощений духов германской и русской наций, того, что Даниил Андреев называл уицраорами. Мрачная ветхозаветная история о человеке, отказавшемся следовать Божьему замыслу (а Мелвилл ведь явно на книгу Ионы намекал), стала скорее занимательной языческой сказкой в стиле «у немцев тотем, конечно, ого-го, так ведь на каждый ихний тотем у нас найдется не хуже». Да, в этом романе осталось что-то мистическое, но в этой мистике нет глубины, это чистое фентези – битва двух существ, инвольтированных к эгрегорам противостоящих друг другу наций. Да, это оригинально,
мощно, эпично, но никакой глубины в этом нет.

Впрочем, должен справедливости ради заметить, что все вышеизложенное нисколько не умаляет литературных достоинств «Елтышевых» и «Танкиста». Это хорошие, добротные книги, только вот по сравнению с оригиналами они – плоские, все в них лежит на поверхности и дальше поверхности авторы не то что боятся заглянуть, нет, они, похоже, и не подозревают о том, что за этой поверхностью лежит что-то глубокое, могущественное и загадочное.

Текст романа «Елтышевы» в журнале «Дружба»
http://magazines.russ.ru/druzhba/2009/3/se14.html
http://magazines.russ.ru/druzhba/2009/4/se28.html

Текст романа «Танкист, или Белый Тигр» на сайте премии «Большая книга»
http://www.bigbook.ru/publications/boyashov.php

Запись ЖЖ-юзера gest со ссылками на рецензии к роману «Танкист, или Белый Тигр» плюс ссылки на интервью Бояшева
http://gest.livejournal.com/818917.html

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 605