Не очень в курсе, кто придумал ставить под философский душ разнообразные предметы масскульта (интересно: это инициатива философов или «издателей»?), но готов признать, что это самое интересное, что происходило в философии за последние лет двадцать или даже тридцать. Несмотря на то, что 95-98 % написанного в книжках вроде «Симпсоны и философия», «Клубная культура и философия», «Терминатор и философия» это стопроцентная лажа. Общий вектор развития – замечателен и должен только приветствоваться.
Очень может быть, что философская книжка «на заданную тему» станет или уже стала обязательным элементом раскрутки масcкультовского продукта – вроде компьютерной игры, наклеек, рингтона и всего такого.
Сейчас общественность обсуждает издание «Хаус и философия». 15 тысяч экземплов – на русском языке. Это, безусловно, круто для книжки про философию (которая при этом не учебник, рекомендованный каким-нибудь УМО).
Да простят меня поклонники мизантропического мастера диагностики, но некоторое злорадство я испытываю, представляя, сколь много поклонников Хауса закупится этой книжкой, а обнаружит в ней трудноперевариваемую заумь (все-таки жестких законов философии не отменить — получение удовольствия от оной предполагает довольно серьезную и длительную предварительную работу по вхождению в ее жизненный, а, точнее, языковой мир). Ну да ладно. Маркетинг это святое, не буду портить маркетологам их праздника.
Процитирую отрывок из рецензии Кирилла Мартынова на книжку:
«Самым ценным текстом сборника, пожалуй, можно назвать первую статью, рассказывающую о том, что делает жизнь Грегори Хауса осмысленной и счастливой. Оказывается, Хаус живёт по заветам Аристотеля. Поскольку человек отличается от других объектов мира тем, что имеет разум, именно использование этой родовой черты делает его жизнь правильной. Хаус живёт ради истины — пациенты служат лишь материалом для её постижения, а окружающие социальные институты скорее помехой на этом пути. С этим связана автаркия Хауса — центральное понятие философии античных киников, согласно которому одно из условий разумной и счастливой жизни состоит в самодостаточности философа, его полной автономии, независимости от государства, семьи и общества. Все помнят Диогена, жившего в бочке, но почему-то мало у кого хватает воображения, чтобы увидеть в Грегори Хаусе современного философа-аскета, главу философской школы. А ведь роль бочки в его случае с успехом заменяют джинсы, кроссовки и мотоцикл. Популярность сериала, ставшего в 2008 году самым успешным проектом в истории телевидения, имеет ту же природу, что и популярность античных школ философии. Как и во времена классической Античности, сегодня люди ощущают острый дефицит моделей правильного образа жизни. Авторитет церкви и дисциплинарного государства несколько потускнел, а это значит, что принимать решения и заниматься «менеджментом» своей жизни нам приходится на собственный страх и риск. Хаус в этих условиях становится идеальным образцом для подражания, три его главные ценности — риск, разум, ирония — легко находят своих почитателей в современном обществе».

Вот тут про самое важное. Философии пора возвращаться на этап «этических систем эпохи эллинизма», то есть предавать забвению (желательно, окончательному) разнообразную онтологию и гносеологию, самым решительным образом изничтожать «текстософию», в забытьи которой философия находится уже лет тридцать-сорок, и возвращаться к единственно полезной философской работе – продумыванию различных «моделей правильного существования».
И конкуренция между философскими школами должна представлять собой не борьбу дискурсов и, уж, тем более, не «академических банд», а конкуренцию стилей жизни (нанизанных на некую нормативность), «моделей правильного образа жизни». Как и было в лучшие для философии времена – времена киников, стоиков и эпикурейцев.
Например, в спорах о том, что лучше (и правильнее), коньяк, виски или водка, философия обретет гораздо больше жизненного дыхания, нежели в очередном комментарии к Аристотелю или толковании Дерриды.
За последнее выражение — извиняюсь.

langobard

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 534