Иванов-Петров

Грегори Магвайр. Ведьма
Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз. 2007.

Формальным образом говоря, сюжет книги — предыстория очень даже известной сказки, которую мы знаем как «Волшебник Изумрудного города». Вот прямо так — жизнь злой волшебницы Бастинды с самого младенчества до смерти, когда храбрая девочка из Канзаса, фея Убивающего домика, окатила её водой, отчего злющая волшебница растаяла.

Но книга Магвайра — совсем не детская сказка. И дело не только в том, что в книге туалеты мерзко воняют и описываются половые акты с обсуждением оттенка волос на лобке. Это как раз не очень важные детали, которые перебрасывают книгу в реалистическое описание, помогают автору вырвать сюжет у стандартных фэнтезийных ассоциаций. Кстати, все эти натуралистические дела автор проглядывает вполне равнодушно — не вцепляется, описывая детали, а проговаривает — порядку ради: убили, засекли, повесили, побили, голодает, дальше, дальше. Можно было бы и без этого, но автор использовал и такие средства. Часть героев книги погибла под пытками, женщин тут насилуют, у них рождаются нежеланные дети…

Но всё не так просто.

Если бы это был очередной томик с девизом «Добро пожаловать в реальный мир», детская сказка, мерзким образом перекошенная натурализмом в «реальную» историю — меня бы это не очень заинтересовало. Такие вещи важны скорее как картинка душевной жизни и психопатологии автора, а это — книга с больее крупными задачами.

Дело в том, что автор решил написать книгу о природе зла. Наверное, довольно страшно браться за такую тему — трудно, и очень легко свалиться в какую-нибудь пошлость. Однако автор, в общем, справился, что удивительно до чрезвычайности. Сюжет взят из детской сказки. Стилистика — из натуралистического романа. Философия…

Это самое интересное. Никаких «Хроник Нарнии». Ничего похожего на готовые ответы в конце учебника, к которым выводят ровные линии сюжета.

Кажется, дело было так. Автор несколько лет разговаривал о природе зла со своими друзьями и прочими людьми, до кого мог дотянуться, думал — и вот написал книгу. Совсем не простую книгу. Там в трех-четырех местах в самом деле есть «философские» разговоры о природе зла — ровно такие суждения, которые обычно можно услышать, если завести о том разговор. Спрашивает кто-нибудь  — а что такое зло, в чем его причина? И выкатывают ему примерно понятный набор ответов (зла нет; есть дьявол; отсутствие добра; причина в материи; причина в злой воле человека…). Ну, и в книге в этой — из нескольких сотен страниц есть всего одна, где описана сцена — ужин за столом некоего вельможи, обсуждают природу зла, говорят те самые мнения. Всего одна страница. А действие идёт всё время — и все главные герои книги и есть «носители зла». Как становятся злыми волшебниками и тиранами самые обычные дети, которые вырастают в юношей и девушек, стремящихся избавить мир от тирании и рабства, стремятся к свободе, независимости и разуму. Кстати, главная героиня, Бастинда, более всего ненавидит рабство и борется за права (разумных) животных. И показано: как из этих прекрасных желаний и убеждений вырастает зло. Вся книга об этом — только она какая-то неправильная книга. Нигде там не написано определение, чтобы прямо так и сказать: зло — это когда… Там это изображено и говорится жизнью образов, чувств и характеров. Что разум достанет для себя из этой жизни — зависит от читателя.

Это совершенно не похоже ни на что, о чем можно подумать. Я сказал — дети, мол, растут и зло… Это совершенно не «Повелитель мух». Тем книга и удивительна — она, с одной стороны, сделана с уже готовой сюжетной сеткой и героями, а с другой — у неё нет прототипа. Согласитесь, для такой темы — крайняя редкость.

И ещё. Я не могу судить, насколько хорош перевод. Может быть, даже и не очень хорош, а может быть, очень. Но сквозь перевод видны некоторые мысли автора — и видно уровень. Скажу так. Я не могу с ходу вспомнить автора, который мог бы похвастать мышлением на таком уровне. Автор замечательно понимает, как действие совершается организацией вокруг предмета противодействий, как делается политика и какие силы следует применить с разных сторон конфликта.

Разумеется, это моё мнение — совершенно не исключаю, что многим читателям будет скучно. Но это не детская сказка, не фэнтези и не философская притча. Это настоящая история.

ivanov-petrov

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 753