12 мая 2008 г

В новейшей истории масонам отведена весьма важная роль. До сих пор точно неясно, масоны ли стоят за всеми важнейшими событиями XVI — XIX вв., но доподлинно известно, что многие из проворачивавших эти события были масонами. Об этом написано в книжках; стало быть, так оно и есть. Собственно именно такова официальная точка зрения на масонов. Среди них-де множество выдающихся исторических деятелей, при этом никакого масонского заговора не существует (и Ватикан дурно поступал, отлучая вольных каменщиков от церкви). Постоянные мои читатели могут заподозрить, что этой потешной формулировкой я лью воду на теорию заговора, а я и в мыслях такого не держал.

Я вполне допускаю, что с наступлением Нового Времени на Западе стала востребована модель не афиширующей себя интеллектуальствующей политической элиты этаких новомодных взглядов. А масоны как раз тут как тут со своим форматом. Их клуб просто появился в нужное время в нужном месте, успев стать законодателем стандарта. Перед моими глазами есть примеры незначительных айти-компаний, умудрившихся таким образом стать в своей отрасли эталоном и заработавших на этом миллионы. Не то же ли самое случилось и с вольными каменщиками: маленький профессионально-цеховой клубец, вовремя нащупав золотую жилу перешагнул не только границы ремесла, но и государственные границы, раскидав свои мастерки с отвесами по разным странам и континентам.

Если это так, то сколько бы революционеров не было масонами, говорить о заговоре бессмысленно. Иначе пришлось бы разоблачать и заговор пьющих йогурты или слушающих рэп (последнее, впрочем, не так уж и глупо, особенно если побольше расстреливать).

Меня, падкого на второстепенное, интересует другое. Насколько многое в европейской и американской политической истории было предопределено цеховым генезисом тайных обществ? Я хочу сказать, насколько важно для человечества то, что масоны развились именно из каменщиков? А если бы были, к примеру, плотники? Понятно, были бы рубанки вместо мастерков — а еще что-нибудь? Может быть революционный стиль был бы другим, может быть Огюстен Кошен бичевал бы другие пороки? Ведь масоны на своих сборищах вынуждены были целыми часами играть во всякие каменщицкие ритуалы; не может того быть, чтобы их подсознание совсем не деформировалось разнообразными легендами о Хираме («и вылез Хирам из подвала и напал на него предатель Непомнюкто и ударил свинцовой линейкой в трепетную сёпу…»). Тем более, что эти легенды нужно было пережевывать на каждой сходке. Некоторые масонские бдения были, как известно, по-настоящему всенощными.

Нельзя сказать, что эта идея совсем никого не привлекала. К примеру, команда веселых американцев из LucasArts выпустила в далеком 1990-м году игрушку-ходилку Loom. В игровом мире Loom’а роль масонов играют ткачи. Главный герой — ткач, он видит мир как большой кусок плащаницы и действует соответственно. Впрочем, этот мир вообще разделен на гильдии, каждая из которых чем-нибудь да примечательна.

Еще полнее раскрыл тему детский писатель-гот Лемони Сникет (псевдоним Д. Хэндлера). О нем я уже писал в свое время; этот кудесник пытается привить американским детишкам доверие к книгам и недоверие к газетам, что не может не вызвать к нему глубочайшего уважения. В мире Сникета роль масонов играют пожарные, и надо сказать что этот выбор точно накладывает на реальность «Тридцати трёх нечастий» определенный отпечаток. Пересказывать сюжет эпопеи я не стану. Сникета нужно прочесть, он очень (для детского писателя — вопиюще) неоднозначен и нетривиален. Этакий Кафка для самых маленьких.

А для тех, кто уже читал эту прелесть, вот ссылочка на чудесную песенку «Тигровых лилий», которая могла бы стать гимном сникетовских пироманьяков и лично Графа Олафа (там на страничке нужно нажать кнопочку «Play»). Вокал, как и всегда у «Tiger Lilies» непередаваемый, послушайте, не пожалеете.

I like burning houses down, and factories as well.
I like burning anything, it’s the truth I tell.
Libraries and museums, both of them have fell,
I like burning things, burning things is swell.

I would like to start it as a fashion trend,
Amongst the young people, then the world might end.
Wouldn’t it be fun, to ring the funeral bell,
On our civilization, and watch it burn in Hell.

Start a fire, start a fire, start a fire today.
Burn it, burn it, burn it, burn it, burn it all away.

Fire! Fire!

In the summer I like to go to the country side,
Where I burn a forest down, I watch it burn with pride.
Isn’t nature wonderful, it makes things so dry,
Burn it, burn it, burn it, burn it, burn the country side.

Start a fire, start a fire, start a fire today
Burn it, burn it, burn it, burn it, burn it all away.

Fire! Fire!

It makes me feel so sad to see young people dance,
They could burn the discotheque down, they’ve got every chance.
Then they’d get themselves into the news,
Burning things, burning things can make you famous too.

Start a fire, start a fire, start a fire today
Burn it, burn it, burn it, burn it, burn it all away.

Fire! Fire!

Burn it, burn it, burn it, burn it, burn it all away.

В общем, развлекалово.

schwalbeman

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 843