Лангобард

Роскошное издание от Русского Музея — «Венера Советская». Живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литография, плакат и фотографии советских мастеров, изображающих женщин. Большая часть изображений — голые женщины. Я честно говоря так и не понял, их объединили как «Венер Советских» в качестве женщин или в качестве голых женщин. Что является критериальным показателем «венеристости» (ну я не мог написать «венерического»): пол, нагота или пышные формы? Про «только без рук», как девиз Венеры Милосской, не шутите. В альбоме все с руками. Но большинство изображенных дам — очень крупные. Особенно, в советской живописи 1920-1930-х.

И тут можно сделать первую заметку.
То ли Рубенс оказывал такое влияние на советское изобразительное искусство, что худышек и стройняшек рисовать было не принято?
То ли крепки были в молодой советской стране крестьянские представления о том, что хороша только дородная женщина, ибо она здорова и детородна? (мне симпатична эта версия)
То ли произошел какой-то ренессанс схожих (полнота это круто!) средневеково-возрожденческих представлений о женской красоте?
То ли это некие «мечты» в недоедающей стране? Это же, простите, все дамы времен «голодомора».
То ли общемировой тренд был такой? Крупные ляжки-окорочка и тинтобрассовские попы тогда по-моему и на Западе котировались.
Одним словом, по этим дамским изображениям не скажешь, что в СССР народ не доедал.

Теперь самое интересное. Подавляющее большинство изображений голых бабенок в советской живописи эпохи сталинизма это сюжеты на тему «В бане», «После бани!», «В ванной», «Купание в реке (озере, пруду)».
Вот это действительно интересно и есть на чем разойтись конспирологической психологии? Откуда бралась эта связка эротики и мытья? Архаичные представления мужчин о женщине как существе «нечистом»? Я бы сделал ставку на то, что художники реализовывали остатки своих детских фантазий, когда голую женщину можно было увидеть в основном, ПОДСМАТРИВАЯ В БАНЕ (напоминаю, что телевизора и видео при Сталине не было, ибо они были запрещены большевиками).
Кстати, даже изображение голых дам перед зеркалом (случаются и такие) отдают гигиенической тематикой. Во-первых, видно, что она — скорее всего, после ванной. Во-вторых, водная гладь — зеркальная гладь, вода-зеркало… ну понятно, в спекуляциях на тему символики это же «парнокопытно» все. В конце концов, вода и женское – взаимоотсылочная символическая пара в куче культуре.

Чего-то не припомню обилия изображений голых мужчин в бане. Разве что купающихся в реке. Да и то с лошадью-мутантом.

И еще удивительный момент. Если рядом с голой женщиной изображен мужчина, то он одет. Такое ощущение, что на всю советскую живописную традицию «ню» вообще отсутствуют парные изображения — голая женщина и голый мужчина в одном «кадре». Даже интересно, кто был первооткрывателем и впервые в советской живописи отважился изобразить голую разнополую пару? Однополые-то случались.

Почему, кстати, на балу у Воланда дамы голые, а мужчины во фрачных парах?

langobard

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 4 001