Фридрих Вильгельм Ницше стоит особняков среди всех бюстов академических философов. Его книги вызывают споры, выходящие далеко за пределы уютных аудиторий и сонных семинаров. Его идеи вызывают восхищение и отвращение, искреннюю любовь и неподдельную ненависть. Если не верите, пройдитесь по книжным магазинам – в секции «Философия» Ницше является одним из лидеров продаж. Фильмов, посвященных германскому гению, немало. Среди них стоит вспомнить такие картины как «Дни Ницше в Турине» (Бразилия), «Когда Ницше плакал» (США). Проведя аналогию с ленинианой, возникает понятие ницшеана. В данную категорию входит фильм «Ницше в России», снятый в 2007 г. Ниной Ивановной Шориной.

Сюжет представляет собой изысканное постмодернистское блюдо, испеченное в русской печи: наука, наконец, смогла клонировать великого мыслителя в нейтральных водах Тихого Океана. Ницше приезжает в Россию. Следует отметить, что главную роль играет польский артист Даниель Ольбрыхский, известный нашему зрителю по картинам Ежи Гофмана. Ницше устраивают пресс-конференцию с вопросами, вроде «А правда ли то, что каждый немецкий солдат носил в рюкзаке «Майн кампф» и томик Ницше?» Затем Ницше встречается с Чертом, да не простым, а тем, который являлся Ивану Карамазову в одноименном романе Достоевского. Что неслучайно, ведь Ницше относился к Федору Михайловичу с пиететом. Черт предлагает ему отказаться от своих слов о смерти Бога, суля взамен все блага: богатство, дружбу Вагнера, любовь Лу Саломе… Ницше гордо отказывается. Затем возникает скинхеды и те под группу «Вандал» наряжают Ницше в эсесовскую форму. Черт преследует Фридриха и настигает его в сумасшедшем доме, где сидит переводчик, который перевел все труды Ницше и тоже сошел с ума. Ницше погибает, но не отрекается от своих слов и превращается… в младенца (аллюзия на «Заратустру») и его пеленают и уносят его собственные персонажи.

Фильм, в целом, создает впечатление экранизированного спектакля. Минимум костюмов и эффектов, максимум эмоций и игры. Ольбрыхский очень органичен и некоторые реплики произносит о польском, не говоря уже об акценте. Что вполне уместно, так как в семье Ницше существовала легенда о происхождении фамилии от польских графов Ницких. Подмостками же спектакля служат современные улицы Петербурга, возрожденные трущобы Достоевского, где то ли Бог умер, то ли бомж. На мой взгляд, фильм о Ницше актуален как в России, так и в Украине. Если полтораста лет назад по Европе бродил призрак коммунизма и смущал молодых людей, то сегодня, похоже, все наоборот. Призрак Ницше покинул свою гробницу и пришел к нам в виде возрождаемых сегодня национальных идей. На них ницшеанство оказало решающее влияние, что бы там ни говорили «адвокаты» Ницше в оправдательных предисловиях. Смерть Бога, в интерпретации Н.И. Шориной, отнюдь не подразумевает смерти автора. Ведь пока его читают, думают о нем, он не умирает. Призраку Ницше нет места в Западной Европе, откуда он родом, ведь там его так и не приняли. Вместо воли к власти там проповедуют толерантность, а вместо идеи Сверхчеловека сакральными являются слова Дезмонда Моррисона: «Человек – лишь лысая обезьяна». Но в Восточной Европе не все еще сменили «Парсифаля» на квазичеловеческие завывания представителей экваториальной «культуры», поэтому Ницше приходит именно к нам. Русские Гумилев и Андреев испытывали влияние Ницше, а сам Рихард Вагнер несколько лет жил и работал в России, непонятый у себя, в Германии.

Не следует думать, что картина изобилует «заумью» и останется недоступной зрителю. В ней есть динамика, найдется и немало крылатых фраз: «У нас, в России, даже Бог может стать бомжом»; «Кровь смердит, а сваливают на экологию»; «Чтоб вас всех черт побрал, одиноких мужчин, живущих ради великой идеи! Вечно вы приходите не вовремя!». Наверняка, подобно советским комедиям, он был бы разобран на цитаты, если бы картину показали по ОРТ. Но не покажут.

Рекомендуется к просмотру всем поклонникам Ницше и сочувствующим. Кстати, музыка, звучащая в фильме, принадлежит перу ее главного героя.

Александр Сигида мл.
По материалам газеты «Вечерний Луганск»

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 2 015