Декамерон: 10 українських прозаїків останніх десяти років. Харків, «Клуб сімейного дозвілля», 2010

В издательстве «Клуб семейного досуга» вышла антология «Декамерон», включившая 10 новелл украинских писателей последних 10 лет. Мимо этого события было сложно пройти. Если есть антология, то должна быть и концепция ее составления. Редактор-составитель «Декамерона» Сергей Жадан пишет: «Є велика спокуса поєднати згадану тут ліричність та інтимність із назвою антології, проте це буде свідомим перебільшенням та зміщенням причини з наслідками. Не йшлося про жодну ліричну чи любовну тематику, загалом – автори антології не мали жодних сюжетних, стилістичних чи ідеологічних обмежень, застережень та замовлень». Прочитав книгу с Жаданом соглашаешься – действительно ничего общего между произведениями собранными под одной обложкой нет. И назвать антологию можно было с успехом «Махабхарата» или «Калевала», так как название тоже мало коррелируется с содержимым. Составлялось все похоже по славной украинской традиции – каждый дал в антологию, что мог.

И все же одну закономерность я бы отметил – украинские авторы по-прежнему в поисках украинской идентичности. Чаще всего они это делают через историю семьи (Прохасько), историю вещей (Карпа), через восприятие Global Ukrainians, космополитов, осознающих особенности национального характера за границей, среди людей другой культуры (Пыркало) и так далее. Причем рефлексия идет не на уровне диалога автора с читателем, а на уровне попытки самого автора понять, что значит быть украинцем. Это ярко свидетельствует, что перед нами литература молодая, по сути, проживающая первое десятилетие свободного полета. В то же время крайне огорчает полное равнодушие украинских писателей к социальным и политическим процессам, к тому, что называется «дух эпохи». Его в новеллах собранных в «Декамероне» нет вообще. Чем жила Украина с 2000 по 2010 из этой антологии потомки вряд ли узнают. А ведь уходящее десятилетие было ознаменовано «оранжевой революцией», новым всплеском украинской пассионарности, сменившееся новым пессимизмом. Говорить об этом украинский автор не хочет – он укрывается за постмодернистким стебом (Жадан), уходит во внутреннюю (Прохасько) или внешнюю эмиграцию (Сняданко). Некоторые авторы, стремясь уйти от современности с ее проблемами, в итоге вообще скатываются в условность изображаемой реальности (Софья Андрухович, Анатолий Днистровый). Молодое поколение и вовсе отделывается невразумительными анекдотами (Дереш, Ушкалов). Главным героем становится неприкаянная личность, причем ее неприкаянность, мало мотивированна внешними условиями, а больше внутренней рефлексией, все тем же поиском ответа на вопрос «кто я?».

Повторюсь все это признаки литературы молодой. Но, как читатель, я не могу не предъявить ей, украинской литературе, требования взрослеть, ибо между выслушиванием рефлекторно-пубертатного бреда подростка и общением с интересным и зрелым человеком, всегда есть соблазн избрать последнее.

P.S. И сугубо субъективное замечание. В произведениях современных украинских писателей, на мой взгляд, неприлично много пишут о еде. Это некрасиво.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 2 928