«Солт»

«Солт»

«Солт», «Неудержимые», «Необычайные приключения Адель» (2010) Эм и Жо: долой сюжет

Когда поулеглась пыль тенденциозных обсуждений фильмов «Солт» и «Неудержимые», осталось сказать, что оба этих достойнейших жанровых крепыша не имеют к сюжетам никакого отношения. Оба прекрасны тем, что сюжет в них абсолютно неинтересен, неважен, несущественен и недействителен. Сюжет здесь – дань уважения давней традиции считать кинематограф одним из современных синтетических искусств. На деле же – никакой драматургии, чистый абстрактный экспрессионизм.

В «Солт» все дальнейшее «сюжетное» предугадывается практически сразу. Нелепо спорить об образах чокнутых русских и о глупейшем поведении американцев. «Солт» — это новый ролик о похождениях Лары Крофт, а точнее – цепочка отлично снятых динамичных экшн-сцен. Все затеяли ради эффектной авто и мото погони по дорожной развязке, пары захватывающих акробатических номеров и нескольких убедительно-балетных драк со стрельбой. Конечно, режиссер Филлип Нойс полюбил Анджелину после работы в своем триллере «Власть страха». Конечно, он снял неплохие для своей поры «Щепку» и «Мертвый штиль» (яркие дамы Шерон и Николь тянули его проекты вполне по-чемпионски). Но в отношении «Солт» стоит вспомнить классическую работу Нойса – фильм 1989 года под вдохновенным названием «Слепая ярость» (ну кто ж его не видел, с Рутгером Амстердамовичем Хауэром). Это квинтэссенция идиотического боевика, наивное мочилово с сопливым и необязательным сюжетцем. Да и сам Нойс, в принципе, с младых ног(тей) – заядлый фанат регби, и этот активистский дух в особенности хорошо проявился в фильме о русско-американской разведчице Эвелине Ч. Как попал в операторско-спецэффектно-цирковой боевик престарелый и смешной Даниэль Ольбрыхский – отдельный финансовый анекдот. Сценариста Курта Уиммера, откровенного халявщика и халтурщика, привлекли только за счет его фамильной связи с «Законопослушным гражданином», откровенно скисшим с прошлого года.

О «Неудержимых» много говорить совершенно глупо. Все оценили косолапый экуменический постмодернизм Слая, все обсосали и обсмаковали Арни и Сильвестра в совместной сценке в присутствии блистающего лысиной Брюса. Все и т.д. и т.п.. Здесь сюжета нет вообще, совсем и изначально. Сталлоне с напарником-псевдосценаристом (чтобы одному не было страшно и после стыдно) накидал какой-то набросок на ресторанной салфетке и все. Зато вышел очередной Рэмбо со взрывами и крошиловом. Эрик Робертс, хитрая скотина, подмазался на карикатурную роль главного злодея, а мы-то думали — ему век сниматься с Димой Харатьяном. «Неудержимые» хороши своей жанровой кристальной чистотой, прозрачным кретинизмом, недвусмысленной шаблонностью. Постепенное исчезновение сюжета как такового – превосходная тенденция, сулящая нам торжество визуального, и первые массивные ласточки с выпученными от вострога глазами – «Солт» и «Неудержимые».

«Необычайные приключения Адель» — на мой взгляд, лучшее творение Люка Бессона. Тоже настоящий представитель чистого жевательного кино с европейской части мировой задницы. Но это – другой случай. Прекрасная сказка с местами эффектной, местами натуралистичной Луиз Бургуэн («Девушка из Монако»). Легкое и нагловато-вкрадчивое наследование духу Жене и «Видока» Питоффа, а также местами «Шерлоку Холмсу» Ричи. Ладно скроенная визуальная часть, сносный юмор (русский дубляж-перевод впервые за сто лет порадовал качеством и адекватностью), размеренный ритм (отсутствие маразматических длиннот, как и в «Солт», приносит ощутимое счастье). Впечатление при просмотре такое, будто едешь по гладкому склону неопасной горки и все легко и приятно, как в детстве. Короче, лучший аттракцион Бессона, без надуманных натужных понтов («Ангел А») или упорного продюссирования всякой муйни («13-е районы»). Не беда, что здесь впопыхах сконструирован микс из «Мумии», Индианы Джонса и еще пес его знает чего. Зато все напоминает настоящую конфету, не подслащенную пилюлю, а именно конфетную конфету.

GD Star Rating
loading...
Запись прочитали: 1 794